Ответы на вопрос:
ответ:
доклад м.в. бибикова, доктора наук, профессора, заведующего кафедрой византийской и новогреческой филологии филологического факультета мгу им. м.в. ломоносова, на конференции «преемство монашеской традиции в современных монастырях» (свято-троицкая сергиева лавра. 23–24 сентября 2017 года).
начало монастырского строительства на руси самым непосредственным образом связано с афоном. преподобный антоний печерский, основатель киево-печерского монастыря, именно во время своего пребывания на афоне (согласно версиям жития преподобного, известного из повести о печерской обители в составе повести временных лет, из киево-печерского патерика, а также значительно более позднего греческого великого синаксария) усвоил правила иноческой жизни. там же был почерпнут и опыт межкультурного общения и полиэтнического культурного строительства, ибо святая гора была средоточием не только греческой, но и, как известно, грузинской, сирийской, болгарской, сербской, и даже латинской монастырской культуры.
итак, в возрасте около двадцати лет юноша из черниговского любеча, крещенный под именем антипа, согласно летописцу переяславско-суздальскому xv века, добирается с высокими духовными помыслами в константинополь, а затем на афон, где эсфигменский старец игумен феоктист постригает его с именем антоний. димитрий ростовский, комментируя это решающее в жизни новопостриженного монаха событие, сравнивает преподобного антония печерского с отцом восточно-христианского монашества преподобным антонием великим (ок. 251 – ок. 356), сближая тем самым предначертания устроителей монашеской жизни в раннехристианское время с христианской эпохой на руси.
после десятилетнего пребывания преподобного антония на афоне в пещере близ эсфигмена [1] он благословляется феоктистом в обратный путь в землю. в киев преподобный антоний прибывает в 1013 году. два года он вел уединенный образ жизни в пещере на берегу днепра около села берестова. пережив после смерти в 1015 году князя владимира святославича междоусобия претендентов на великокняжеский стол, жертвами которых пали святые князья борис и глеб, антоний, по преданию, возвращается на афон, где останавливается в известной ему обители.
если предание верно, то в 1028 году (по поздней густынской летописи, около 1028/30 года, а по житию преподобного феодосия печерского – после 1051 года [2]) преподобный антоний возвращается на русь, где вскоре основывает киево-печерский монастырь – первую обитель такого типа на руси, ставшую затем лаврой во имя успения божией матери. но скорее всего антоний был на афоне один раз, а предание разделило его подвиг на два.
сведение о так называемом втором афонском путешествии антония появляется только во второй кассиановской редакции киево-печерского патерика в 1462 году и признается редакторской интерполяцией.
указание в на лавру святого афанасия, эсфигмен или иверскую обитель как на место пострига антония являются лишь источниковедчески недоказуемыми предположениями. неверифицированной признается и догадка, известная по некоторым афонским преданиям, возникшим только в xviii–xix веках, о монастыре ксилурга («древодела») в том же качестве. лаврская версия возникла в дневнике иеромонаха ипполита вишенского из борисоглебского черниговского монастыря, посетившего афон с 23 мая по 16 июня 1709 года и 5–6 июня записавшего рассказ об антонии, переданный иеромонахом лазарем прокудой (бывшим киево-печерским иноком), жившим около великой лавры. еще менее достоверна иверская гипотеза начала хх века. эсфигменская же легенда восходит к 1840 году, когда иеромонах иаков ватопедский в составленное им житие антония включил (только в подстрочном примечании! ) легенду о благословении антония на монашеский подвиг эсфигменским игуменом феоктистом. это житие в греческой рукописной традиции (два афонских свято-пантелеимоновских списка и один ватопедский – автографы иакова неаскитиота, как он именуется сейчас; один – киевский – копия 1842 г. иеродиаконом даниилом ватопедским) анонимно, но было атрибутировано а. муравьевым во время его пребывания в эсфигменской обители 21 августа 1849 года.
утверждается же эсфигменская «атрибуция» пострига антония в составленном и опубликованном лишь в 1893 году константином дукакисом «великом синаксаристе» «житии блаженной памяти отца нашего антония эсфигменита». переиздание памятника с произвольными эмендациями (лат. – улучшение: исправление ошибок текста для возможно более точного восстановления его первоначального написания. – ред.) текста в 1973 году еще более запутало хронологические и фактические неточности.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Другие предметы
-
unisens04.04.2020 19:51
-
сехун227.04.2020 11:59
-
0Pandohcka009.02.2020 03:29
-
5Артём14.02.2021 12:56
-
abeke413.01.2021 11:50
-
ника255212.10.2021 16:24
-
slayer7508.06.2022 05:44
-
annakokesnik02.12.2020 04:19
-
нипета22.10.2020 07:39
-
vadimsivun325.04.2020 00:27
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.