Ответы на вопрос:
глубинное постоянство и вечность особенно ярко выражено в стихотворении «душа хранит», которое н.м. рубцов, по всей видимости, считал программным для своего творчества, ибо оно одноименно с названием сборника. в центре произведения — незатейливый вид селения: березы, избы по буграм и, отраженный глубиной, как сон столетний, божий храм. о каком же уголке россии идет речь? в первой строфе структура художественного пространства организуется по принципу контраста. неподвижная гладь воды и проворная щука противопоставлены друг другу как абсолютный покой и молниеносное движение. игра рифмующихся сравнений («вода недвижнее стекла» — «щука, как стрела») завершается метафорой «водное стекло», которая не столько подчеркивает чистоту озера, сколько выкристаллизовывает в восприятии читателя то состояние хрупкости, мимолетности существования души человека, которое обостряет поэтическое восприятие всего сущего на земле. звуковая перекличка «стр» — «пр» («стрела» — «пронзает») имитирует «треск», в результате чего на уровне подтекста возникает образ осколков поврежденного стрелой стекла, сквозь которое лирический герой пытается заглянуть в глубь веков. образ щуки также не является случайным, а сохраняет в себе фольклорное значение способности к волшебству. лирический герой путешествует сквозь века словно «по щучьему веленью». образ времени во второй строфе концентрирует незыблемый «как сон столетий божий храм», не только отраженный глубиной воды, но и запечатленный вековой россии. он усиливает идею молитвенной сопричастности героя с миром, звуковое удвоение «сон столетий» подчеркивает монументальность описываемой картины. словом «храм» в языке именуется особое, отличное от других строений здание, посвященное богу и предназначенное для общественного служения ему, а следовательно, для духовного очищения. случайно ли мысли о времени и вечности, о «красоте былых времен» посещают лирического героя около храма? почему для именования дома божьего н.м. рубцов выбирает именно слово «храм», а не церковь, не собор? интересно, что в церковный обиход слово вошло лишь в iv веке, так как это название языческое, а христиане долгое время питали ко всему языческому отвращение. строились же первые храмы на руси в xi—xii веках. были они, как правило, белокаменными. древние строители вкладывали в создание этих сооружений все свое мастерство и, действительно, сумели сделать их настоящими произведениями искусства. рядом с ними острее ощущаешь себя мимолетной песчинкой в необратимо скоротечной реке времени, рядом с ними поневоле хочется остановиться и не спеша осмыслить свое бренное существование через призму законов бытия. вот почему для лирического героя н. рубцова это место становится особенно важным и актуализирует исповедальное начало в его душе. в третьей строфе стихотворения «душа хранит» н.м. рубцов обращается к своему излюбленному композиционному приему расширения художественного пространства при использования вертикальных координат: от водных глубин лирический герой переносит свой взгляд к . здесь уже поэт напрямую обращается к теме временности и вечности: так век неслышно протечет, не тронув этой красоты. в четвертой финальной строфе центральным становится актуализированный в названии образ души. но из контекста совершенно ясно, что речь здесь идет не о конкретной, пусть глубоко поэтичной душе лирического героя. образ души расширяется, так возникает тема памяти поколений. интересно, что в стихотворении совершенно нет цветовых эпитетов. практически нет никаких деталей, позволяющих установить, о каком времени суток, года, о какой эпохе идет речь (известно лишь, что вид «древний»). все это, видимо, призвано подчеркнуть вневременной характер бытия народной души. душа является категорией божественной. центральные образы: «вода», , как известно, в религиозном понимании очистительной силой, «свет», предвестники судьбы «звезды», и, наконец, «божий храм» в сочетании с эпитетом «смиренный» (вид) — призваны оттенить красоту божественного мирозданья. простые избы и березы, отраженные в кристально прозрачной воде, также оказываются вне времени. изба и в фольклоре, и в традиции является устойчивым символом опоры, прочности крестьянского жизненного уклада. в этом же значении изба выступает во многих стихотворениях н.м. рубцова. стремление к максимальной выделенности, обособленности первой строки в строфе при восклицания — еще один излюбленный прием н.м. рубцова. чаще всего такие восклицания содержат обращение к родине или родным местам: русь моя, люблю твои березы! («березы») , россия, родина моя! («, россия …») тихая моя родина! («тихая моя родина») ритмическая размеренность в стихотворен хранит» во многом подчеркивается обращениями, одно из которых содержит инверсию («о, вид смиренный и родной! »). эти наиболее эмоционально насыщенные строки, отмеченные
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Литература
-
ghhgbg16.03.2023 10:48
-
чебурек228312.06.2022 11:13
-
KennyPro17.01.2020 18:31
-
inessa201222.04.2020 03:27
-
m20m04.01.2023 05:45
-
valeriaky070707.12.2021 07:22
-
Настя1676463110.12.2022 21:13
-
Mmmmmmlllll12.11.2020 13:26
-
Guru2002o623.05.2022 10:12
-
prettypushkova24.10.2020 14:01
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.