Есть ответ 👍

Эссе по теме "раб предпочитает раба, а господин - господина" аристотель

212
347
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:


аристотель о природе раба и господина

господин как тип античной личности

никто не может стать господином просто так, от рождения. нам предстоит разговор об институтах семьи и образования. в его контексте мы увидим роль воспитания в формировании нового типа человека, роль государства и семьи. но и новый тип личности, господин,— отнюдь не во всем результат развития собственных качеств, это прежде всего принадлежность к иным материям.

в миросозерцании античного общества господин и раб — это совершенно разные существа. это люди разной природы, и уже потом — продукт разного воспитания. из того, кто самой природой назначен быть рабом, господина нельзя сделать решительно никаким воспитанием. напомним уже приводившиеся свидетельства древних мыслителей.

«живое существо состоит прежде всего из души и тела; из них по своей природе одно — начало властвующее, другое — начало подчиненное. < > у людей «испорченных или расположенных к испорченности в силу их нездорового и противного природе состояния зачастую может показаться, что тело властвует над душой».[127]

тело властвует над душой раба, душа — над телом господина. поэтому, предоставленный самому себе, первый обречен на вырождение. уделом же второго является свобода. но и свобода недостижима для эллина, которому надлежит взять на себя заботу о спасении первого. поэтому оба должны объединиться; объективная необходимость сводит вместе «властвующих и подчиненных», способных к организации и планированию с теми, кому доступно лишь исполнение чужой воли.

« целях взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. первое своим умственным свойствам способно к предвидению, и потому оно уже по природе своей существо властвующее и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими силами исполнять полученные указания, является существом подвластным и рабствующим. поэтому и господину и рабу полезно одно и то же».[128] «неизбежно приходится согласиться,— утверждал аристотель,— что одни люди повсюду рабы, другие нигде такими не бывают».[129]  словом, с самого часа своего рождения одни предназначаются для подчинения, другие — для господства.[130]

другие — это практически все «варварские» народы.

в демократическом государстве, то есть в государстве, переполненном рабами, жизнь человека с самого рождения сплетается с жизнью невольников, и уже в силу этого обстоятельства гражданин античного города изначально воспитывается как господин над теми пленниками, которые порабощены его отечеством. этнокультурная пестрота всего невольничьего контингента, сконцентрированного в пределах под юрисдикцию полиса земель предстает перед ним родом постоянно действующей государственной выставки всего того, что должно повиноваться эллину. а значит, и постоянным напоминанием о той огромной дистанции, что отделяет его от этих жалких отбросов цивилизации и культуры. что может быть действенней для воспитания в юношестве и собственной гордости и веры в свою способность одерживать победы над ними? в таком положении вещей нет ничего противоестественного и уж тем более невозможного. так деревенские дети, едва научившись понимать смысл человеческой речи, привыкают к ощущению своей власти над всем, что снует под ногами на крестьянском подворье. правда, понятие «власть» здесь неуместно, ибо отношения, связующие скот с их хозяевами, объясняются отнюдь не категориями абстрактного права, но соображениями практической целесообразности и рентабельности. но ведь раб и в представлении господина, и в сознании всех его домочадцев — это точно такой же рабочий скот, вот только говорящий. а значит, и у него, как и у всякой прочей живности, уже в крови обязано быть беспрекословное подчинение любому — даже малолетнему — члену хозяйской семьи. словом, подобно деревенскому ребенку, гражданин полиса вырастает в атмосфере безусловной готовности к повиновению ему всего поголовья этого говорящего иноплеменного контингента.

авторский взгляд:

в представлении свободного эллина не быть рабом можно только одним путем — став господином. наличие свободы осознается только там, где есть не-свобода. а это значит, что свободен лишь тот, кому надлежит властвовать.

но, строго говоря, вовсе не по тому основанию, что он повелевает кем-то из невольников, что кто-то непосредственно подвластен ему и обязан выполнять все его распоряжения, а потому что он в принципе способен — и высшими законами этого мира назначен — к господству. другими словами, волей богов ему дано все, что необходимо и достаточно для его обеспечения: он обладает оружием, у него есть твердая воля и решимость никогда не быть рабом, наконец, самое главное — он занимает свое место в едином строю непобедимых, который в конечном счете и гарантирует ему все его права.


первое знание этикета избежать неловкой ситуации когда была большая очередь в магазине и ты уступил место у которой было меньше покупок чем у тебя второе знания тикет незнание этикета поставила человека в неловкую ситуацию когда он упал в грязь хотел встать но не мог и попросил кого-то но невежливо не знаю и он попал в неловкую ситуацию и не знал этикет

Реши свою проблему, спроси otvet5GPT

  • Быстро
    Мгновенный ответ на твой вопрос
  • Точно
    Бот обладает знаниями во всех сферах
  • Бесплатно
    Задай вопрос и получи ответ бесплатно

Популярно: Обществознание

Caktus Image

Есть вопросы?

  • Как otvet5GPT работает?

    otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса.
  • Сколько это стоит?

    Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны.
  • Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?

    Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое!
  • В чем отличия от ChatGPT?

    otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.

Подпишись на наш телеграмм канал

GTP TOP NEWS