Есть ответ 👍

Факты в былине ,,илья муромец и идолище"

141
482
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

yasenchuk02ozo83d
4,8(77 оценок)

Эта былина известна в двух вариантах. в одном — действие происходит в киеве, и илья муромец избавляет от идолища князя владимира, в другом — действие переносится в царьград (константинополь) — столицу византии, и илья спасает византийского царя константина, который в былине назван князем. о том, какой из вариантов является изначальным, мнения исследователей расходятся. русь и византия на протяжении своих многовековых отношений бывали и врагами, и союзниками. по мнению некоторых исследователей, в 1091 году войска византийцам в борьбе с печенегами. возможно, именно этот факт нашел отражение в былине. имя идолище, предположительно, представляет собой искаженное итларище. итларь — знатный половчанин, упоминаемый в летописи. не случайно имя «царьградского князя»  — константин боголюбович. вероятно, в этом образе отразилась память о святом константине, римском императоре, жившем в iii–iv веках, поддерживавшем христианскую церковь и основавшем константинополь, а также о константине мономахе, византийском императоре, при котором в первой половине xi века византия подвергалась нападению турок. ехал илья муромец путем-дорогою, повстречал калику перехожую — могучего мужичища иванища. идет иванище, клюкой подпирается, а клюка-то у него в девяносто пудов. поздоровался илья с иванищем и спрашивает: «издалека ли бредешь, калика перехожая? » отвечает богатырю иванище: «аи же ты, славный илья муромец! побывал я в святом городе иерусалиме, поклонился там гробу господню, искупался в иордан-реке, под кипарисовым деревом обсушился. а когда возвращался я обратно, то проходил мимо славного царыграда. в царьграде нынче не по-прежнему. засело там идолище поганое, со грозой, со страхом со великим, со своею ратью несметною. у того идолища ножищи — как лыжищи, ручищи — как граблищи, голова — как пивной котел, глазищи — как чашищи, а нос на роже — в локоть длиной. померкло над царырадом солнце красное, потускнели звезды поднебесные. захватили поганые царьградского князя константина боголюбовича, сковали крепкими железами его резвые ноги, связали шелковыми опутьями его белые руки. поставили поганые своих коней в божьих церквах, порубили топорами святые образа да в черную грязь их потоптали». рассердился тут илья муромец, разгорелось сердце богатырское. говорит он калике иванищу: «экой ты дурак, иванище! силы-то у тебя — с два меня, а смелости да ухватки — половинки нет. почему не прогнал ты идолище поганое, не освободил славный царырад, не вызволил князя константина боголюбовича? » решил илья сам идти на идолище. сошел он с богатырского коня, сказал калике иванищу: «оставляю я здесь моего бурушку. стереги его, пока я не вернусь. хочешь, езди на нем, хочешь, в поводу води. да давай с тобой одёжей поменяемся. ты возьми мое платье богатырское, а мне дай свое, калицкое». облекся илья в платье калицкое, обул лапти лыковые, взял клюку в девяносто пудов и пошел в царырад. идет илья на клюку опирается, а железная клюка под ним изгибается — знать, не по богатырю она скована. вот пришел илья муромец в славный царырад, подошел к идолищу под окошко, стал просить, как калики просят: «вы подайте мне, калике перехожей, милостыньку! » от зычного голоса богатырского зашатались терема высокие, потрескались окошки хрустальные, а идолище поганое удивилося. приказало оно калику пред свои очи, стало его допрашивать, доведывать: «ты откуда, калика перехожая? » отвечает илья: «был я в славном городе киеве, у богатыря у ильи муромца». спрашивает тогда идолище: «а каков тот илья муромец? » отвечает илья идолищу: «ростом он не больше меня да и обликом схож. мы с ним в один день родилися, в одной школе грамоте училися». снова спрашивает идолище: «а помногу ль богатырь хлеба ест, помногу ль пьет пива пьяного? » отвечает илья идолищу: «хлеба он ест по три калачика, а пива пьет на три медных пятака». рассмехнулось идолище поганое: «так чего ж у вас на руси этим ильей хвастают? кабы был он сейчас здесь, посадил бы я его на одну ладонь, другою бы прихлопнул — только бы мокро между ладонями и осталось. я-то ведь ростом в две сажени да в сажень шириной, по семи ведер пива пью, по семи пудов хлеба кушаю, быка за раз сторублевого». говорит тут илья муромец: «была у моего батюшки корова едучая. тоже много ела- пила, так брюхо у ней и треснуло. как бы и с тобой такого не случилося». идолищу эти речи не полюбилися, пришлись они поганому не в удовольствие.

козацтво було провідною суспільною силою в боротьбі за національне визволення України. Козаки боронили українські землі, освоювали південні степи, підтримували українську культуру і православну церкву, зробили головний внесок у визволення України з-під влади Речі Посполитої.  Створили Запорізьку Січ, яка стала важливим етапом у формуванні української державності. Вона була прообразом демократичної республіканської держави.

Объяснение:

Реши свою проблему, спроси otvet5GPT

  • Быстро
    Мгновенный ответ на твой вопрос
  • Точно
    Бот обладает знаниями во всех сферах
  • Бесплатно
    Задай вопрос и получи ответ бесплатно

Популярно: История

Caktus Image

Есть вопросы?

  • Как otvet5GPT работает?

    otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса.
  • Сколько это стоит?

    Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны.
  • Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?

    Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое!
  • В чем отличия от ChatGPT?

    otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.

Подпишись на наш телеграмм канал

GTP TOP NEWS