Есть ответ 👍

Каким представлено "темное царство" в пьесе "гроза" островского

175
262
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:


  александр николаевич островский впервые в глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу “косности”, “онемелости”. анализируя “пьесы жизни” островского, добролюбов писал: “ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и и не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда”. и все же многие пьесы островского рисуют “шаткость и близкий конец самодурства”.          драматургический конфликт в “грозе” заключается в столкновении отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. в пьесе важен сам фон жизни, сама обстановка. мир “темного царства” основан на страхе и денежном расчете. часовщик-самоучка кулигин говорит борису: “жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! у кого деньги, тот старается бедного , чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. непосредственная денежная зависимость заставляет бориса быть почтительным с “ругателем” диким. безропотно послушен матери тихон, хотя в финале пьесы до своеобразного бунта поднимается даже он. хитрят и изворачиваются конторщик дикого кудряш и сестра тихона варвара. проницательное сердце катерины чувствует фальшь и бесчеловечность окружающей жизни. “да здесь все как будто из-под неволи”,— думает она.          образы самодуров в “грозе” художественно достоверны, сложны, лишены психологической однозначности. дикой — богатый купец, значительное лицо в городе калинове. власти его на первый взгляд ничто не угрожает. савел прокофьевич, по меткому определению кудряша, “как с цепи сорвался”: чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему людей. разве не об этом говорит отношение дикого к борису? окружающие боятся рассердить чем-нибудь савела прокофьевича, жена трепещет перед ним.          дикой чувствует на своей стороне силу денег, поддержку государственной власти. тщетными оказываются просьбы восстановить справедливость, с которыми обращаются обманутые купцом “мужички” к городничему. савел прокофьевич потрепал городничего по плечу да и говорит: “стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! ”          вместе с тем, как уже было сказано, образ дикого достаточно сложен. крутой нрав “значительного лица в городе” наталкивается не на какой-то внешний протест, не на проявление недовольства окружающих, а на внутреннее самоосуждение. савел прокофьевич сам не рад своему “сердцу”: “о посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. вот оно какое сердце у меня! после прощения просил, в ноги кланялся. вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи и кланялся; при всех ему кланялся”. в этом признании дикого заключается страшный для устоев “темного царства” смысл: самодурство настолько противоестественно и бесчеловечно, что изживает само себя, утрачивает какие-либо нравственные оправдания своего существования.          “самодуром в юбке” можно назвать и богатую купчиху кабанову. в уста кулигина вложена точная характеристика марфы игнатьевны: “ханжа, сударь! нищих оделяет, а заела совсем”. в разговоре с сыном и невесткой кабаниха лицемерно вздыхает: “ох, грех тяжкий! вот долго ли согрешить-то! ”          за этим притворным восклицанием кроется властный, деспотический характер. марфа игнатьевна активно отстаивает устои “темного царства”, пытается покорить тихона и катерину. отношения между людьми в семье должны, по мысли кабановой, регулироваться законом страха, домостроевским принципом “да убоится жена мужа своего”. желание марфы игнатьевны во всем следовать прежним традициям проявляется в сцене прощания тихона с катериной.          положение хозяйки в доме не может вполне успокоить кабаниху. марфу игнатьевну страшит то, что молодым воли хочется, что не традиции седой старины. “что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”,— вздыхает кабаниха. в данном случае ее страх вполне искренен, ни на какой внешний эффект не рассчитан (марфа игнатьевна произносит свои слова в одиночестве).       

в старинные времена в одном из северных графств жил богатый и знатный барон, который в то же время был могущественным волшебником и знал все, что должно случиться. однажды, когда его маленькому сыну минуло четыре года, он заглянул в волшебную книгу, чтобы посмотреть, что будет с мальчиком. к своему отчаянию барон увидел в ней, что его сын со временем женится на совсем простой девушке, которая только что родилась в семье бедного человека, в маленьком доме, стоявшем в тени йоркского собора.

барон тотчас же велел себе коня, вскочил в седло и помчался в город. разыскав дом, о котором говорилось в волшебной книге, и проехав мимо его крыльца, он увидел бедняка, который печально сидел у порога. барон соскочил с коня, подошел к нему и спросил:

- что с тобой, добрейший?

- видите ли, ваша милость, - ответил бедняк, - у меня уже было пятеро детей, когда появилась на свет шестая девочка. откуда я возьму столько хлеба, чтобы прокормить всех их?

- не падай духом, - сказал барон, - я тебе . я возьму новорожденную девочку к себе, и тебе не придется заботиться о ней.

- от всей души вас, сэр, - сказал бедняк.

он вошел в домик, вынес оттуда новорожденную и подал ее барону. тот вскочил на коня и увез маленькую девочку. подъехав к берегу реки, он бросил малютку в воду и поскакал к своему замку.

но малютка не утонула. некоторое время пеленки и одеяльце поддерживали ее на поверхности воды, и она плыла, пока поток не выбросил ее на отмель напротив рыбачьей хижины. тут ее нашел рыбак, он малютку и взял к себе в дом. девочку окрестили и назвали нелли. она прожила у рыбака до пятнадцати лет и стала красавицей.

однажды барон и его товарищи охотились на берегах реки узы и остановились возле рыбачьей хижины, чтобы напиться. к ним вышла пятнадцатилетняя девушка и принесла им воды. все они заметили красоту нелли, и один из приятелей барона сказал ему:

- вы умеете угадывать судьбу, барон, скажите, за кого она выйдет замуж?

- о, это легко угадать, - сказал барон, - она обвенчается с каким-нибудь бедняком. но, если угодно, я ей. подойди-ка ко мне, милая, да скажи, в какой день ты родилась?

- не знаю, сэр, - ответила девушка, - меня подобрали здесь на берегу. говорят, меня принесло течением реки вот к этой отмели пятнадцать лет назад.

барон отлично понял, кто эта девушка, и когда охотники поехали дальше, он сначала поскакал вместе с ними, а потом вернулся к хижине рыбака и сказал нелли:

- послушай, девушка, я хочу тебя осчастливить. возьми вот это письмо и отнеси его к моему брату в скарборо, там ты и останешься на всю жизнь.

девушка взяла письмо и сказала, что она охотно исполнит приказание барона. между тем вот что писал он:

"дорогой брат, схвати подательницу этого письма и тотчас же вели ее казнить.

твой брат гемфри".

девушка немедленно двинулась в путь, но по дороге ей пришлось заночевать в маленькой гостинице. в эту же ночь на гостиницу напала шайка разбойников. схватив девушку, они скрутили ей веревкой руки, завязали ей глаза и обыскали ее карманы, но нашли только письмо. разбойники его распечатали, прочитали и решили, что безжалостно казнить такую красивую и кроткую девушку. предводитель взял перо, лоскуток бумаги и написал:

"дорогой брат, немедленно обвенчай подательницу этого письма с моим сыном.

искренне твой гемфри".

он отдал письмо нелли и приказал ей идти дальше.

она пришла в скарборо к благородному рыцарю, у которого в то время гостил его племянник - сын барона. прочитав письмо, рыцарь приказал немедленно сделать все приготовления к свадьбе и в тот же день обвенчал нелли с молодым бароном.

вскоре после этого сам барон приехал в замок брата и с удивлением увидел, что совершилось именно то, чего он так боялся. однако молодые люди были уже обвенчаны. тем не менее барон решил избавиться от нелли. он предложил ей погулять и повел ее на прибрежные утесы. оставшись вдвоем с нелли, барон схватил ее за руки и хотел сбросить в глубину морскую. но нелли стала трогательно умолять его пощадить ее.

-

Реши свою проблему, спроси otvet5GPT

  • Быстро
    Мгновенный ответ на твой вопрос
  • Точно
    Бот обладает знаниями во всех сферах
  • Бесплатно
    Задай вопрос и получи ответ бесплатно

Популярно: Литература

Caktus Image

Есть вопросы?

  • Как otvet5GPT работает?

    otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса.
  • Сколько это стоит?

    Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны.
  • Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?

    Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое!
  • В чем отличия от ChatGPT?

    otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.

Подпишись на наш телеграмм канал

GTP TOP NEWS