Ответы на вопрос:
после окончания смутного времени, при михаиле и алексее романовых во все внешние сферы жизни российской жизни стали проникать иноземные новшества: из шведского металла лили клинки, голландцы устраивали железоделательные заводы, бравые немцы-солдаты маршировали у кремля, офицер-шотландец учил новобранцев европейскому строю, фряги разыгрывали спектакли. некоторые россияне (даже царские дети), глядясь в венецианские зеркала, примеряли иностранные костюмы, кто-то завел обстановку, как в
но затронута ли была душа этими новшествами? нет, в большинстве своем люди оставались такими же ревнителями московской старины, «веры и благочестия», какими были их прадеды. причем это были ревнители весьма самоуверенные, говорившие, что «ветхий рим пал от ересей. второй рим захватили безбожные турки, русь - третий рим, который один остался хранителем истинной христовой веры! »
в москву xvii в. власти все чаще звали «духовных учителей» - греков, но на них часть общества смотрела свысока: не греки ли малодушно заключили в 1439 г. во флоренции унию с папой римским? нет, другого чистого православия, кроме , нет и не будет.
в силу этих представлений не чувствовали «комплекса неполноценности» перед более ученым, умелым и живущим с большим комфортом иноземцем, однако опасались - как бы эти водовзводные машины, польские книги вместе со «льстивыми греками и киевлянами» не коснулись самих основ жизни и веры.
в 1648 г. перед свадьбой царя тревожились: алексея «выучили по-» и теперь он заставит бороду брить по-, погонит молиться в кирху, - конец благочестию и старине, наступает конец света.
царь женился. отшумел соляной бунт 1648 года. не все остались при головах, но при бородах все. однако напряжение не спадало. грянула война с польшей за православных малороссийских и братьев. победы вдохновляли, тяготы от войны раздражали и разоряли, простолюдины роптали, бежали. напряжение, подозрительность, ожидание чего-то неминуемого росли.
и вот в такое время «собинный друг» алексея михайловича никон, которого царь называл «избранным и крепкостоятельным пастырем, наставником душ и тел, возлюбленным любимцем и содружебником, солнцем, светящимся во всей », ставший в 1652 г. патриархом, задумал церковные реформы.
вселенская церковь
никона целиком поглощала мысль превосходства духовной власти над светской, которая воплотилась в идею вселенской церкви.
1. патриарх был убежден, что мир разделен на две сферы: вселенскую (общую), вечную, и на частную, временную.
2. вселенское, вечное, - важнее всего частного и временного.
3. московское государство, как всякое государство, - это частное.
4. объединение же всех православных церквей - вселенская церковь - вот что ближе всего к богу, что на земле олицетворяет вечное.
5. все, что не согласуется с вечным, вселенским, должно быть .
6. кто же выше - патриарх или светский правитель? для никона не существовало этого вопроса. патриарх московский - один из патриархов вселенской церкви, следовательно, его власть выше царской.
когда никона в папизме, он отвечал: «за доброе отчего и папу не почитать? » алексея михайловича отчасти, видимо, захватывали рассуждения его властного «друга». царь патриарху титул «великого государя». это был царский титул, и из патриархов его носил лишь дед самого алексея - филарет романов.
патриарх был ревнителем истинного православия. считая первоисточниками православных истин греческие и старославянские книги (ибо оттуда взяла русь веру), никон задумал сравнить обряды и богослужебные обычаи московской церкви с греческими.
и что же? новизна в обрядах и обычаях московской церкви, почитавшей себя единственной истинно христовой церковью, была повсюду. московитяне писали «исус», а не «иисус», служили литургии на семи, а не на пяти, как греки, просфорах, крестились 2 перстами, олицетворявшими бога-отца и бога-сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом 3 перстами («щепотью»), олицетворявшими бога отца, сына и святого духа. на афоне одного монаха-пилигрима, между прочим, за двуперстное крещение едва не убили как еретика. и много еще расхождений нашел патриарх. в различных областях сложились местные особенности службы. священный собор 1551 г. некоторые из местных отличий признал как . с началом книгопечатания во второй половине xvi в. они получили широкое распространение.
никон происходил из крестьян, и с крестьянской прямолинейностью он объявил войну отличиям московской церкви от греческой.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: История
-
annamironenkosp0dly305.02.2023 20:41
-
nikitagarin221.08.2022 07:45
-
Стариат08.05.2023 20:39
-
vanyaburundukov04.03.2021 19:31
-
Olgotata23.08.2022 18:39
-
Здохненко040330.03.2022 18:23
-
Asaboc45321.06.2021 20:09
-
batkia22809.03.2021 06:53
-
odin232309.08.2022 21:40
-
Nika152Vika14.11.2022 00:39
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.