Ответы на вопрос:
проблема человека в философии
проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания являются ключевыми в философии. вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания – антропологии. в антропологической проблематике фокусируются все другие философские вопросы.
1) софисты первыми обратили внимание на человека, заявив, что истина о мире, космосе не существует сама по себе. «человек есть мера всех вещей, сущих – что они существуют, не сущих – что они не существуют», – писал протагор. античность создала идеал разумного человека, соразмерного космосу. индивид в античной философии – часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе.
2)в средневековой философии человек редуцируется до субъекта спасения. цель его бытия – спасение души и соединение с богом.
3) эпоха возрождения создала свой идеал свободной и гармоничной личности. в философии этого времени на первый план выходит тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. возрожденческое мышление апеллирует к человеку как к главному, а точнее, единственному источнику творческой силы. личность предстает в качестве ничем не ограниченного в своих замыслах и проявлениях свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг.
4) в философии нового времени и просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности, целостная личность редуцируется до гносеологического субъекта. новое время и просвещение рассматривают человека как механизм, который может быть полностью исследован и познан – в нем нет тайны.
5)классическая философия xvii—xviii в. так и не создала идеала личности, реализующей свою свободу, поскольку апеллировала не столько к самой личности, сколько к надличностной силе – разуму, способному преобразовать природу человека.
следует отметить, что ни в античной, ни в средневековой философии, ни, тем более, в философии нового времени и просвещения человек не был проблемой, оставаясь лишь одной из возможных тем. человек был мыслящей вещью, не представляющей никакой тайны.
антропологический поворот в философии связан с именем и. канта. вслед за и. кантом, а. шопенгауэр, с. кьеркегор, ф. ницше, а затем представители экзистенциальной философии (к. ясперс, ж. п. сартр, а. камю и др.) и философской антропологии (м. шелер, а. гелен, г. плеснер), сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии. экзистенциально-антропологическое направление в философии отвергло установки натурализма и позитивизма и пересмотрело некоторые принципы классической философии. в xix—xx вв. человек осознал себя в качестве проблемы, стал познавательно беспокоиться о себе.
проблема человека является центральной и в философии экзистенциализма .однако в отличие от философской антропологии, экзистенциализм отрицает наличие у человека раз и навсегда определенной сущности. философия существования исходит из тезиса безосновности, несубстанциальности человеческого бытия. по словам ж. п. сартра, человек – это будущее человека, проект самого себя. если нет никакой предзаданной сущности, то нет и никаких вечных оснований, определяющих жизнь человека. если классическая философия центральным вопросом антропологии считала вопрос о сущности человека, то постклассическая мысль, отказываясь от самого понятия сущности, тем не менее продолжает обсуждать вопрос об особенностях природы человека. философы-экзистенциалисты, утверждавшие вторичность сущности по отношению к существованию, или постмодернисты, рассматривающие любую реальность и человека как текст, тем не менее ответ на вопрос о специфике человеческого бытия.
психоаналитическая философия исходит из понимания природы человека как психосоматической. в конечном итоге все содержание культуры выводится из особенностей психики человека, доминирующей сферой которой является бессознательная. бессознательное, в свою очередь, ничем не порождается, оно само есть исходное бытие, определяющее особенности личности, характера, а следовательно, и жизни
человек не обладает фиксированной сущностью, т.е. нельзя выделить какое-то одно качество или свойство, выражающее всю меру его самобытности. и чтобы что-то окончательно определить и понять, надо находиться вне того, что определяется и понимается, человек же не может изучать себя как объект среди других объектов. личность «обременена» культурным и багажом, то, как она понимает себя, во многом зависит от конкретных условий места и времени.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Обществознание
-
pharaohandtrasher19.08.2022 08:38
-
babohka127.11.2021 13:55
-
marsel23416.12.2021 17:23
-
Maria40440405.02.2021 14:46
-
katyamora25.05.2021 09:38
-
sab43505.03.2022 08:30
-
Korolev77620.09.2020 11:48
-
НекоТянка6a18.02.2020 16:15
-
Yana20065218.08.2022 23:46
-
varta15.06.2023 08:33
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.