Есть ответ 👍

Практикум по теме «Человек и община в первобытном мире» (10 класс). Цель работы: понять сущность социальных отношений в первобытном обществе, определить положение человеческой личности в первобытной родовой общине, причины и последствия такого положения, научиться анализировать этнографические данные как исторический источник, работать с научным историческим текстом, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать и аргументировать собственную точку зрения.
ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ.
Миклухо-Маклай Н.Н. На берегу Маклая. Все были вооружены копьями, луками со стрелами, и у каждого было по топору на плече. Я осматривал содержимое одной из сумок, носимых мужчинами на перевязи через левое плечо и болтающихся у них под мышкой. Я нашёл в ней много интересного. Кроме двух больших ножей, тут были кости, отточенные на одном конце, был также удлинённый кусок скорлупы молодого кокосового ореха, заменяющий ложку. Видел сегодня большой каменный топор, шириной он был около 12 см и замечательно хорошо отшлифован.
Женщины на острове Били-Били очень деятельны: на них лежит приготовление горшков, которые развозятся и вымениваются их отцами или мужьями в береговых деревнях. Я проследил весь процесс, начиная от смешивания глины с мелким песком до обжигания готовых горшков.

Отправляясь в гости, туземцы всегда берут с собою подарки и вещи для обмена, пользуясь при этом тем, в чём они сами имеют избыток.
Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. Когда осень настанет, женщины водятся с крапивою, ходят по тундрам и вынимают из мышьих нор лилейные коренья. Весною женский пол весь по тундрам ходит, и вечером с превеликими ношами домой возвращаются, однако тех нош не станет им на сутки.

Летнее время мужчины трудятся в ловле рыбы, в сушении её, в перевозке от моря на свои жилища, в припасе собакам корму, костей и кислой рыбы, а женщины между тем чистят изловленную рыбу, пластают, а иногда и в ловле мужьям .

Головатенко А.Ю. Первобытное равенство: мифы и версии. Видимо, в первобытные времена действительно не было частной собственности. Но неразвитость отношений собственности в каком-либо обществе не даёт никаких оснований для утверждения, будто в этом обществе существует полное социальное равенство.
Совершенно очевидно, что в первобытную эпоху не могло быть представлений о равенстве и неравенстве: для их возникновения люди должны были ощутить свою выделенность из коллектива, понять или почувствовать, что этот коллектив состоит из разных людей, научиться сопоставлять их позиции в обществе.

Нет оснований сомневаться, что в отдалённые времена чрезвычайно велико было значение сотрудничества членов коллектива в добывании пищи, в обеспечении безопасности и выживания рода. Но сотрудничество, вне которого вообще немыслимо никакое общество, отнюдь не исключает соперничества людей и не свидетельствует об их равенстве.

Очевидно, что ребёнок и взрослый, женщина и мужчина, выносливый, сильный воин и немощный старик неодинаково ощущали себя в коллективе и в разной степени влияли на его жизнь. Вполне вероятно, что им доставалась и неодинаковая доля совместно добытого на охоте или собранного усилиями всей группы. Мы можем с достаточными основаниями предположить, что в первобытном коллективе существовало гендерное неравенство.

Первобытные люди, насколько мы можем судить, не мыслили своего существования вне рода. Человек сознавал себя не личностью, а частицей коллектива. Появление личностного самоощущения – это, конечно же, не мгновенный скачок из первобытного коллективизма в индивидуализм, это процесс. Постепенно осознающая себя личность находила такие формы общественной жизни, которые соответствовали новому самоощущению людей. Происходило обособление семьи, выделение её из рода. Глава семьи становился собственником.

Люди, освободившиеся от подчинения коллективной воле рода, на каждом шагу сталкивались с необходимостью выбирать, принимать решения. Собственное благополучие человека, благополучие его семьи всё больше зависело от личных усилий. Человек познал бремя ответственности, с которым всегда сопряжена свобода.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Какие из приведённых текстов можно считать историко-этнографическими источниками, а какие – научными исследованиями? Почему вы так думаете?

Выберите из списка характерные черты родовой общины:

а) все трудятся сообща
б) всё имущество общее

в) добыча делится поровну между членами общины

г) каждая семья имеет своё имущество и свободно им распоряжается

д) наличие богатства и бедности

е) власть основана на богатстве

ж) власть основана на авторитете и жизненном опыте

з) люди происходят от общего предка
сделать все!

183
227
Посмотреть ответы 1

Ответы на вопрос:

sludkov
4,8(20 оценок)

37 лет

1799 г.–1837 г.

Объяснение:

37 лет

1799 г.–1837 г.

Реши свою проблему, спроси otvet5GPT

  • Быстро
    Мгновенный ответ на твой вопрос
  • Точно
    Бот обладает знаниями во всех сферах
  • Бесплатно
    Задай вопрос и получи ответ бесплатно

Популярно: История

Caktus Image

Есть вопросы?

  • Как otvet5GPT работает?

    otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса.
  • Сколько это стоит?

    Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны.
  • Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?

    Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое!
  • В чем отличия от ChatGPT?

    otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.

Подпишись на наш телеграмм канал

GTP TOP NEWS