Сколько было прендетентов на ханский престол?
Какие качества выделил Чингисхан?
140
311
Ответы на вопрос:
Спор двух духовных течений – «иосифлян» и «нестяжателей» на рубеже xv – xvi столетий является апогеем внутрицерковных противоречий означенного периода, совпавшим с рядом жизненно важных событий в нашего отечества. вместе с тем, многие аспекты духовных исканий тех лет остаются актуальными, так как, с одной стороны, они оставили глубокий след в нашем менталитете, а с другой, православная церковь и сегодня ими руководствуется в своей повседневной жизни. прежде всего, необходимо охарактеризовать ситуацию в земле на данном этапе, т. к. церковь никогда не отделяла себя от судеб страны. более того, именно с благословения и при прямом участии деятелей церкви вершились многие из основных событий. xv век во многом явился знаковым для московского государства. прежде всего, это внешнеполитические успехи возрожденной после монголо-татарского разорения руси. минул век с момента кровавой сечи на поле куликовом, и великому князю московскому ивану iii в 1480 г. удалось довести до логического конца то, что начал дмитрий донской – окончательно юридически закрепить полную независимость от неминуемо на ряд ханств золотой орды. «народ веселился; а митрополит уставил особенный ежегодный праздник богоматери и крестный ход июня 23 в память освобождения россии от ига монголов: ибо здесь конец нашему рабству» . одновременно с достижением этой цели, москва преуспела в миссии по собиранию земель в единое централизованное государство, обойдя в этом процессе своих конкурентов. несмотря на то, что во второй четверти xv столетия северо-восточную русь поразила жестокая междоусобная феодальная война, московские князья сумели подчинить своему влиянию тверь, новгород и ряд других удельных территорий, а также отбить обширную часть западных земель у великого княжества литовского. кроме того, на мировой арене произошло еще одно событие, сильно повлиявшее на мировоззрение людей, духовную и политическую ситуацию на руси. в 1453 г. под ударами турок-османов пала византийская империя, а точнее тот осколок, который от нее остался в виде константинополя с . московская русь осталась фактически единственным в мире независимым православным государством, ощущая себя островом в чужеродном море. вместе с византийской царевной софьей палеолог и двуглавым орлом, в качестве государственного герба, на русь, в сознание ее общества, постепенно проникла идея о преемственности власти князя от константинопольского императора и о москве, как последней и истинной хранительнице веры православной. эта идея была сформулирована в кругах церкви. монах филофей был не первым, кто ее высказал, но в его посланиях василию iii и ивану iv она прозвучала наиболее громогласно и уверенно: «единая ныне соборная апостольская церковь восточная ярче солнца во всем поднебесье светится, и один только православный и великий царь во всем поднебесье, как ной в ковчеге, спасшийся от потопа, и направляет христову церковь и утверждает православную веру» . концепция «москва – третий рим» надолго определила духовные приоритеты россии в мире, а в тот период внешнеполитическое положение нашей страны в европе и на востоке. даже в официальном титуловании в отношении великих князей стали все чаще использовать византийский термин «царь», т. е. император, хотя монархи переняли не все традиции византии, а главным образом только христианскую веру и институт православной церкви. так, идея византийской вселенскости замкнулась внутри «всея руси», а многие элементы древнегреческой философии, языка и римской античности и вовсе были отринуты . религиозная ситуация в северо-восточной руси в xv – начале xvi вв. оставалась крайне сложной и неоднозначной. громко заявили о себе сразу несколько проблем. попытка константинопольской патриархии привлечь и подготовить церковь к ферраро-флорентийской унии с католиками к низложению митрополита киевского и всея руси исидора (грека по происхождению) и открыла возможность церкви с 1448 г. избирать для себя самостоятельно митрополитов из своих же соотечественников. опасаясь перспектив подчинения латинской вере «в москве преисполнились решимостью нарушить воображаемые права над церковью патриарха-униата» . de-facto православная церковь стала независимой от константинополя, а московские князья еще больше приобрели влияние на ее политику . одержавшие верх «иосифляне», не отринув лучшего от нестяжательства, утвердили церковь как самостоятельный, независимый от светской власти институт, но наметили, при этом, тесное сотрудничество с государством, приблизив последующую «симфонию» в их отношениях. в то же время, в перспективе, постоянное усиление абсолютной власти монархии к ее желанию подчинить критический голос церкви своим интересам, что и реализовал в xviii столетии петр i.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: История
-
Dilnaz1001104.04.2022 04:25
-
мвдии11.08.2020 18:39
-
Moontrick02.05.2023 20:45
-
MiraQeen03.07.2020 01:17
-
UskovaV9922.02.2022 07:39
-
123123ilya06.01.2022 02:10
-
LeBleque08.07.2021 21:45
-
olegzabl29.09.2022 05:23
-
Ульяна273214.07.2021 03:10
-
ppetrovaa10.02.2022 04:59
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.