Ответы на вопрос:
ответ:
соблазн "заглянуть" в прошлое и собственными глазами "увидеть" ушедшую жизнь обуревает любого -исследователя. к тому же для подобного путешествия во времени не требуется фантастических приспособлений. древний документ - самый надежный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. такую благословенную для возможность получил даниил лукич мордовцев* - известный в xix веке журналист и писатель. его монография " школьные книги" опубликована в 1861 году в четвертой книжке "чтений в обществе и древностей российских при московском университете". работа посвящена древней школе, о которой в то время (а впрочем, и сейчас) еще так мало было известно.
а прежде сего училища бывали в российском царствии, на москве, в великом новограде и по иным грамоте, писати и пети, и чести учили. потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле.
из книги "стоглав"
многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на руси вообще ничему не учили. более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. да и учили, мол, лишь детей поповских, готовя их к принятию сана. те же из знати, кто верил в истину "учение - ", поручали образование своих отпрысков выписанным из-за границы иностранцам. остальные же обретались "во тьме незнания".
обеспечим библиотеки россии научными изданиями!
все это опровергает мордовцев. в своих исследованиях он опирался на любопытный источник, попавший к нему в руки, - "азбуковник". в предисловии к монографии, посвященной этой рукописи, автор написал следующее: "в настоящее время я имею возможность пользоваться драгоценнейшими памятниками 17-го века, которые еще нигде не были напечатаны, не упомянуты и которые могут послужить к объяснению интересных сторон древней педагогики. материалы эти заключаются в пространной рукописи, носящей название "азбуковника" и вмещающей в себя несколько разных учебников того времени, сочиненных каким-то "первопроходцем", отчасти списанных с других, таких же, изданий, которые озаглавлены были тем же именем, хотя и различались содержанием и имели различный счет листов".
исследовав рукопись, мордовцев делает первый и важнейший вывод: в древней руси училища как таковые существовали. впрочем, подтверждает это и более древний документ - книга "стоглав" (собрание постановлений стоглавого собора, проходившего с участием ивана iv и представителей боярской думы в 1550-1551 годах). в ней содержатся разделы, говорящие об образовании. в них, в частности, определено, что училища разрешено содержать лицам духовного звания, если соискатель получит на то разрешение у церковного начальства. перед тем, как выдать ему таковое, надлежало провести испытания основательности собственных познаний претендента, а от надежных поручителей собрать возможные сведения о его поведении.
но как были устроены училища, как , кто в них обучался? на эти вопросы "стоглав" ответов не давал. и вот в руки попадает несколько рукописных "азбуковников" - книг весьма любопытных. несмотря на свое название, это, по сути, не учебники (в них нет ни азбуки, ни прописей, ни обучения счету), а скорее руководство для учителя и подробнейшие наставления ученикам. в нем прописан полный распорядок дня школяра, кстати, касающийся не только школы, но и поведения детей за ее пределами.
*
вслед за автором заглянем в школу xvii века и мы, благо "азбуковник" дает тому полную возможность. начинается все с прихода детей утром в специальный дом - училище. в разных "азбуковниках" наставления по этому поводу написаны в стихах либо в прозе, они же, видимо, служили и для закрепления навыков чтения, а потому ученики упорно твердили:
в доме своем, от сна восстав, умыйся,
прилучившимся плата краем добре утрися,
в поклонении святым образам продолжися,
отцу и матери низко поклонися.
в школу тщательно иди
и товарища своего веди,
в школу с молитвой входи,
тако же вон исходи.
о том же наставляет и прозаический вариант.
из "азбуковника" мы узнаем важный факт: образование в описываемые времена не было на руси сословной привилегией. в рукописи, от лица "мудрости", содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения "прехитрой словесности": "сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев". ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: История
-
МарияИзЛицея20.02.2020 05:59
-
ladykati07.12.2022 14:57
-
oleg277704.07.2020 20:59
-
kopil199420p017kl11.05.2023 04:58
-
marenich10152013.12.2020 17:23
-
kristina20061406.12.2020 19:52
-
Etopizdato02.12.2020 11:57
-
sprinter9917.11.2021 03:30
-
Maryna0328.05.2020 11:34
-
papa6342829.03.2023 10:23
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.