Учебное задание для обратной связи Вспомни, что такое «Композиция» на стр. 80 «Композиция текста-повествования» На основе изученных эпизодов составьте письменно композицию «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
297
377
Ответы на вопрос:
анализируя творческое наследие м.ю. лермонтова – поэта и прозаика, мы отмечаем его неоднократное обращение к проблеме поколения тридцатых годов девятнадцатого века. лермонтов создает удивительно емкий и подробный лирико-эпический портрет современной ему эпохи, передовой дворянской молодежи. при этом, как справедливо указывает белинский, следует учесть, что «мысль изобразить… героя нашего времени не принадлежит исключительно лермонтову». действительно, проблемы и судьбы молодого поколения занимали в свое время н.м. карамзина («рыцарь нашего времени»), в.ф. одоевского («странный человек»), к.ф. рылеев («чудак») и многих других писателей. подробное изображение «лишнего человека» мы видим в романе пушкина «евгений онегин». однако именно в произведениях м.ю. лермонтова поколение тридцатых годов выступает во всей его многогранности. наиболее рельефно и полно портрет героя лермонтовской эпохи изображен в стихотворении «дума» и романе «герой нашего времени». следуя точно сформулированному в предисловии к роману принципу: «нужны горькие лекарства, едкие истины», в «думе» лермонтов обнажает трагические противоречия поколения, «дремлющего в бездействии» (белинский), выносит ему объективный и суровый приговор: печально я гляжу на наше поколенье! его грядущее – иль пусто, иль темно, меж тем, под бременем познанья и сомненья, в бездействии состарится оно… проблемы цели и смысла жизни, трагедия бездействия сильной личности, рассматриваемые в стихотворении на примере всего поколения, в романе персонифицированы в образе печорина. в обоих произведениях лермонтов четко формулирует и последовательно развивает идею о том, что молодежь тридцатых годов оторвана от реальной жизни, склонна к рефлексии, неспособна к практическому применению своих незаурядных сил и способностей. «мы иссушили ум наукою бесплодной…», - горько восклицает лирический герой «думы». отсюда – и «мозаичность», фрагментарность судьбы печорина, и бесплодность «философствований» вернера, и трагедия вулича. духовная опустошенность и противоречивость лермонтовского поколения отражается также в его сомнении в ценности человеческих взаимоотношений – любви и дружбы: «и ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе кокой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. аналогичную мысль развивает и печорин в своем дневнике, размышляя о том, что «из жизненной бури вынес только несколько идей и ни одного чувства». поэтому герой «смеется над всем на свете, особенно над чувствами», и на первое место в системе ценностей он ставит свою свободу. душевный холод, упадок нравственных сил и ослабление воли к жизни также насмешливо – циничное отношение поколения тридцатых годов к своей судьбе, его стремление «играть со смертью». с одной стороны, эта деятельная позиция печорина, его попытка активно противостоять року, бросить вызов судьбе: авантюрное приключение в тамани, дуэль с грушницким, эпизод с пьяным казаком. с другой стороны, в романе изображается пассивно-отстраненная позиция вулича, его ощущение растворенности в своей судьбе, слепая вера в предопределение. это поэтически отражено в «думе»: «и предков скучны нам роскошные забавы, их добросовестный разврат, и к гробу мы спешим без счастья и без славы, глядя насмешливо назад». основными средствами художественного воплощения проблематики, объединившей оба лермонтовских произведения, являются в «думе» ритм и стиль стихотворного повествования. так, преобладание шестистопного ямба, интонацию размышления лирического героя и публицистичность стиля усиливают социально - философского направленность стихотворения. аналогичную роль в романе «герой нашего времени» играет авторское предисловие, в котором особо подчеркивается общественная направленность лермонтовского произведения: «герой нашего времени… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». одним из наиболее ярких средств выражения авторской позиции в раскрытии общей проблематики романа и стихотворения является прием контраста. так, в «думе» мы наблюдаем постоянное столкновение антонимов и использование антитезы. а в «герое нашего времени» используется прием контраста как в построении всей системы образов, так и для раскрытия характера главного героя. итак, стихотворение «дума» и роман «герой нашего времени» объединены общей нравственно – философской и социально – политической проблематикой. в обоих произведениях лермонтов размышляет над судьбой ярких представителей передовой молодежи, исследует духовные и социальные пороки своего времени. неповторимую особенность лермонтовского мировосприятия точно и лаконично сформулировал белинский: «герой нашего времени» - это грустная дума о нашем времени…»
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Литература
-
макс19027.01.2020 00:43
-
gek4515.01.2022 06:49
-
06Sofa0722.06.2023 12:55
-
Lukachyk201713.12.2021 19:51
-
missstelmah200217.10.2021 02:56
-
HardFunny18.11.2022 11:25
-
micha19797926.11.2020 04:01
-
Daniyal1111111118.05.2021 09:57
-
НастюшаКороткая19.06.2020 04:44
-
Erosa5122.12.2022 22:46
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.