Ответы на вопрос:
Детство в творческом создании писателей XIX века и поэтов Серебряного века
Детство — сквозная тема русской литературы, тема, к которой равнодушным не оставался, пожалуй, ни один русский писатель или поэт. Как преломилась эта тема в произведениях, созданных на рубеже XIX и XX веков?
Вспомним для начала, как развивалась детская тема в русской литературе XIX века.
«Будущее человечества» — так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может предстать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на чему-то научиться у них. Об этой ности, заставляющей самосовершенствоваться людей, задумывались проницательные психологи, русские писатели.
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! — восклицал Л. Толстой — Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Дети, замечал Достоевский в «Дневнике писателя», «учат нас многому и... делают лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними, они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами». И опять, словно перекликаясь с Достоевским, Толстой напоминает не только о временном, но и об идеальном смысле словосочетания «будущее человечества»: «Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты».
Вспомним пробуждение Николеньки в самом начале повести «Детство». Толстой пристально вглядывается в его внутренний мир, подробно анализирует все чувства мальчика к Карлу Ивановичу. Писатель раскрывает сложную «диалектику души» ребенка, выделяя в теме детства психологический аспект.
Еще одно открытие Толстого — «двойной взгляд»: мы видим мир глазами ребенка, в то же время наблюдаем за детской душой с позиции взрослого человека.
У Н. А. Некрасова заострен социальный аспект темы, его волнует проблема детского труда, отношение общества к ребенку.
СТ. Аксаков создает еще один прекрасный детский образ. Его маленький Сережа Багров — больной ребенок. Но его сердце открыто любви, ему присуще подлинное христианское мироощущение: огромная жалость ко всему страдающему, желание жить в душевном согласии и единении со всем миром.
Совершенно по-иному решает проблему ребенка Достоевский. Он изображает детей страдающих, униженных, задумавшихся. Страдания ускоряют взросление. Писателю важен чистый, цельный, «сердечный» взгляд. Для Достоевского принципиально важно, что в детстве все происходящее запечатлевается не в событиях, а в переживаниях.
Сохранение детскости во взрослом — это, по Достоевскому, путь . Движение образа Раскольникова связано с постепенным уничтожением его как теоретика и проявление в его облике детских черт, и внешних, и внутренних.
Идеи Достоевского имеют христианские основания: «Сих есть Царство Божье на земле»; «Если не будете как дети, не войдете в царство».
Тема детства позволяет оценить состояние общества. Литературу XIX века интересует социально-нравственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру детства, ибо там цельность, чистота, гармония.
XX век внес свой вклад в развитие темы детства. Обратимся к стихотворению поэта-символиста К. Бальмонта:
...Мне хочется снова быть кротким и нежным,
Быть снова ребенком, хотя бы в другом,
Но только б упиться бездонным, безбрежным
В раю белоснежном, в раю голубом.
Ностальгией по утраченному проникнуто это стихотворение, детство выглядит у него раем. Нет каких-то бытовых деталей, поэт сосредоточен на себе, на своих впечатлениях.
И если любил я безумные ласки,
Я к ним остываю на век, навсегда.
Мне нравится вечер, и детские глазки
И тихие сказки, и снова — звезда
Детство наполнено музыкой, цветом. Поэт активно использует звукопись, лексические повороты. Детство — это некий мир мечты, противопоставленный миру действительному. Бальмонт — символист, он уходит от реальности в мир мечты. Поэт утверждает, что настоящая свобода, гармония возможны лишь в мире мечты.
Обратимся к Осипу Мандельштаму:
В игольчатых чумных бокалах
Мы пьем наважденье причин.
Касаемся крючьями малых,
Как легкая смерть, величин.
И там, где сцепились бирюльки,
Ребенок молчанье хранит.
Большая Вселенная в люльке
У маленькой вечности спит.
Мандельштам — трудный поэт, для его поэтики характерно ассоциативное сцепление образов. Мандельштам живет в мире реальном, миру взрослых он противопоставляет мир ребенка. Детское молчание — это своеобразная наивысшая форма постижения истины. То, что открыто ребенку, недоступно взрослому, чей рассудок упивается логикой, анализом.
Поэтический мир XX века живет предощущением катастрофы. В нем отразился кризис сознания, поэты признавали непостижимость мира, невозможность разгадать великую тайну бытия. Детское молчание — воплощение этой тайны, непостижимости.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Русский язык
-
Докар1121.02.2023 06:45
-
Helryuwi1225.10.2021 08:39
-
александрадейкун30.06.2023 15:02
-
saryglarSayan24.10.2020 07:50
-
Damir12340020.03.2020 09:57
-
Max8282822.08.2020 13:04
-
lizaant22.03.2020 11:14
-
vkuke05.10.2022 23:36
-
timatima310.12.2022 04:46
-
dudich9724.05.2020 18:44
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.