Проанализируй представленный эпизод (можно использовать план в прикрепленном файле) — Покажите мне вашего Гоголя, — попросила Настя, чтобы переменить разговор.— Перейдите! — угрюмо приказал скульптор. — Да нет, не туда! Вон в тот угол. Так!Он снял с одной из фигур мокрые тряпки, придирчиво осмотрел ее со всех сторон, присел на корточки около керосинки, грея руки, и сказал:— Ну вот он, Николай Васильевич! Теперь Настя вздрогнула. Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела, как на его виске бьётся тонкая склеротическая жилка.«А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх ты, сорока!»— Ну что? — опросил Тимофеев. — Серьезный дядя, да?— Замечательно! — с трудом ответила Настя. — Это действительно превосходно.Тимофеев горько засмеялся.— Превосходно, — повторил он. — Все говорят: превосходно. И Першин, и Матьящ, и всякие знатоки из всяких комитетов. А толку что? Здесь — превосходно, а там, где решается моя судьба как скульптора, там тот же Першин только неопределённо хмыкнет — и готово. А Першин хмыкнул — значит, конец!… Ночи не спишь! — крикнул Тимофеев и забегал по мастерской, топая ботами. — Ревматизм в руках от мокрой глины. Три года читаешь каждое слово о Гоголе. Свиные рыла снятся!Тимофеев поднял со стола груду книг, потряс ими в воздухе и с силой швырнул обратно. Со стола полетела гипсовая пыль.— Это все о Гоголе! — сказал он и вдруг успокоился. — Что? Я, кажется, вас напугал? Простите, милая, но, ей-богу, я готов драться.— Ну что ж, будем драться вместе, — сказал Настя и встала.Тимофеев крепко ей руку, и она ушла с твердым решением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности.Настя вернулась в Союз художников к председателю и долго говорила с ним, горячилась, доказывала, что нужно сейчас же устроить выставку работ Тимофеева. Председатель постукивал карандашом по столу, что-то долго прикидывал и в конце концов согласился.Настя вернулась домой, в свою старинную комнату на Мойке, с лепным золочёным потолком, и только там прочла письмо Катерины Петровны.— Куда там сейчас ехать! — сказала она и встала, — Разве отсюда вырвешься!Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола.
Ответы на вопрос:
рассказ «малиновая вода» был опубликован в журнале «современник» № 2 за 1848 г. в нём соединены замыслы двух очерков, которые тургенев называл в планах «туман» и «степушка». рассказ написан в париже осенью 1847 г.
в первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. в издании «записок охотника» 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.
направление и жанр
рассказ «малиновая вода» реалистический, имеет антикрепостническую направленность. читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. по своей описательности рассказ похож на очерк, в нём нет ярко выраженной кульминации. по насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.
проблематика
основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.
сюжет и композиция
рассказ «малиновая вода» входит в цикл «записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «малиновая вода», бьющему из расселины речки истры.
небывалая августовская жара, героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков - стёпушку и тумана.
рассказав о стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о стёпушке) и диалог (с туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина петра ильича.
рассказ как будто завершается этим диалогом. но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин влас.
из диалога тумана с подошедшим власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, валериане петровиче, ещё более тяжела.
унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.
герои рассказа
стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне шумихино и живущий при садовнике митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.
только рассказав о жизни стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до » детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. говорил стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».
стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. у стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. и он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.
стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. он питался тем, что подавали добрые люди. автор сравнивает стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.
туман – прозвище вольноотпущенного михайла савельева, который раньше был дворецким у графа петра ильича. это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. с удовольствием туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.
третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – влас. это мужик лет пятидесяти. его запылённая дорожная одежда и котомка в нём человека, проделавшего дальний путь. влас пострадал от крепостного права. он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». поэтому он пошёл в москву к барину валериану петровичу, сыну петра ильича. но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Литература
-
Dav13426.08.2020 08:54
-
Vitaly53621802.08.2021 17:28
-
Karton228826.02.2023 23:00
-
vckdkskk23.10.2021 17:03
-
Анюта1007240106.04.2022 23:55
-
marypawgamesyt12.12.2021 16:25
-
вика387704.06.2021 12:29
-
dndsjsk20.06.2022 00:56
-
taniataolia30.09.2022 09:54
-
Karton228831.01.2021 12:00
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.