Ответы на вопрос:
Изучая проблему календаря многие ученые приходят к выводу, что большинство календарных событий (сроки языческих молений, празднества) связываются с солнечными фазами. уже во ii-i тысячелетии до н.э. у славян и их соседей улавливается деление года на четыре солнечные фазы, а также деление солнечного года на 12 месяцев. для трех солнечных фаз существует большой археологический и фольклорный материал: - обязательное сожжение на каждом очаге большого чурбана (символ света и тепла) во время зимних святок; - общественный костер в дни весеннего равноденствия (древняя масленица); - общественный костер в день летнего солнцестояния (купала), когда у всех славян особенно выступает символ солнца - горящее колесо; - осенняя стадия общественными кострами не отмечена (ильин день). ко времени осеннего равноденствия древний славянин уже получил все, что ему удалось вымолить у богов, совершал моление в честь рода и рожаниц (8 сентября) и, празднуя урожай, костры в осеннюю фазу не возжигали. некоторые предметы утвари выполняли роль календаря (сосуды-календари), и по ним можно изучать сущность славянского календаря. тогдашние люди делили год на активную и пассивную части. активной следует считать весну и лето - с марта по июнь, пассивной - осень и зиму - с августа по февраль. языческий народный календарь сочетал в себе солнечные фазы и хозяйственные приметы. на нем апрель, месяц пахоты, обозначен изображением рала (прототип плуга); август - колосьев, сентябрь и декабрь - охотничьих ловушек; октябрь - частокол палочек (окончание пастьбы скота и переход на стойловое содержание). если славяне поклонялись явлениям природы, то легко догадаться, при каких случаях, в какое время года они будут отмечать свои религиозные праздники. так, в конце декабря, когда солнце начинает брать силу, дни начинают прибывать, праздновался праздник коляды ( сейчас с праздником рождества христова). обряд состоит в хождении славить божество и собирать подаяние (во времена языческих приношений собирались для общей жертвы). второй праздник торжествовался в начале весны, но так как это время совпадает с великим постом, то по принятии христианства празднование перенесено на конец рождественского мясоеда и отчасти на светлое воскресенье. следовательно, масленица есть языческий весенний праздник. на отношение масленицы к солнцу говорит то, что во время праздника поют также коляду, что указывает на отношение к зимнему празднику солнца. встреча весны и проводы зимы празднуются у всех славянских народов почти с одинаковыми : заклинания весны с различными и сжигание чучела зимы. третий праздник имеет место 23 июня и известен под именем ивана купалы, потому что происходит на иванов день. вполне возможно, что общеславянский праздник ивана купалы связан этимологически не с глаголом «купаться» (так как главным действием являлись игры у ночного костра), а с корнем «куп», образующим ряд слов, обозначающих соединение людей: «вкупе», «купно», «совокупно». так праздник купалы может рассматриваться в одном ряду с «толпой», «событием» как слово, обозначающее языческое схожбище людей, но только к одному календарному сроку - к ночи с 23 на 24 июня. этот праздник есть общий во всем славянском мире. данный праздник относится к трем стихийным божествам - обоим сворожичам, солнцу и огню, и воде: - существовало верование, что солнце силу растениям, особенно дает ее во время своего наибольшего стояния на небосклоне. отсюда идет обычай собирать травы в это время; - существовало верование, что солнце оказывает влияние и на воду; отсюда вера в целительность купания (ночного) во время летнего солнцестояния, чтобы встретить в чистоте восходящее светило; - зажигание костров было необходимо для всякого ночного собрания, ночных игр; прыганье через костер имело значение очищения. и в летний праздник повторяется обряд истребления чучела, символа холода и смерти. солнце, жизнь и рост всему живому на земле, прославляется и в это время. у некоторых народов (в том числе и у народов поволжья) купало называется ярилою. ярилин день в народном календаре почти начисто вытеснен христианскими праздниками. однако есть данные, позволяющие определить ярилин день в «числе». в нижегородской губернии день ярилы праздновали независимо от пасхального подвижного календаря всегда в одно и то же время - 4 июня. но в основном празднество купалы было соединено с праздником ярилы (что и наблюдается в знаменитой сказке о снегурочке). характерная черта верований славян заключается в том, что душам умерших праотцов были доступны все ощущения белого света. думалось, что зима есть время ночи, мрака для душ усопших, но как скоро весна начинает сменять зиму, то прекращается и ночной путь для душ, которые поднимаются к небесному свету, восстают к новой жизни. это мнение происходило из поклонения природным божествам.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: История
-
Dmitry32112330.07.2022 21:51
-
nikaaleksievich07.07.2021 00:37
-
альбина33004.11.2020 04:36
-
Dashocheg4317.08.2022 19:31
-
dramidontova02.10.2020 22:56
-
bobr602.05.2022 15:31
-
danialSANDY03.06.2023 17:25
-
andbliev06.04.2022 20:28
-
ghhhhd07.06.2023 13:06
-
lenyaalikin29.03.2020 20:58
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.