9-тапсырма. «Бәйтерек» поэмасында автор тұлғасы қа-
лай көрінеді? Автор сөзін қай жақта баяндайды? Идея-
ны стилистикалық тұтастандырушы ретінде авторға
қандай баға бересіңдер?
Ответы на вопрос:
ответ:
жизнь и развитие народов россии опирается на многовековой социально- опыт и культурный потенциал. при этом этнокультурный облик каждого народа, сохраняя свои свойства, в то же время постоянно обогащается за счет творческого сотрудничества и обмена достижениями с другими . это наглядно подтверждает развития башкирского декоративно-прикладного искусства. в волго-уральском регионе издавна взаимодействовали финно-угорские, восточнославянские, тюркские этнические группы, сложилась уникальная социальная и конфессионально-культурная ситуация. политические перемены в социально- сфере с xvi в., когда регион вошел в состав россии, обусловили ряд особенностей материальной и духовной культуры, памяти и этнического самосознания народов.
декоративное искусство каждого этноса тесно связано с его духовной культурой, так как оно участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь народа. народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, которая воплощается в определенных композициях и мотивах, сюжетах и формах. в настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике людей.
так, пути развития башкирского народного искусства и формирование его предметной среды зависели от природно-климатических условий и сложившейся -культурной обстановки. природное окружение обусловило особые формы и принципы обустройства жилого пространства, костюма и предметов, необходимых в быту. вместе с тем развитие вносило коррективы в отдельные компоненты народного искусства. под влиянием развития производства, изменений социальной структуры населения, условий жизни появлялись новые виды изделий и техники их исполнения, новые особенности в оформлении одежды и жилища.
активные контакты между башкирским населением и соседними сказались на введении новых форм и элементов во всех областях традиционного искусства. с принятием ислама в народном искусстве появляются новые элементы религиозного характера, органично вписавшиеся в привычные структуры (молитвенные коврики, тюбетейки, чалмы, изречения из корана в интерьере). сравнительная редкость сюжетных мотивов в башкирском декоративно-прикладном искусстве также связана с влиянием ислама, запрещавшим изображать человека и живые существа.
принципы формирования состава башкирской одежды и особенности функционирования соотносили ее с жилищем и предметами декоративно-прикладного искусства. пространство жилища, предметы служили для нее фоном, на котором одежда выделялась за счет концентрации всех декоративных средств. использование природных материалов, которые находились под рукой, вписать костюм в определенную обстановку и сблизить остальными изделиями. пространственное окружение формировало и всевозможные бытовые изделия. например, наличие лесных массивов, устойчивые традиции хозяйственной деятельности обеспечили развитие деревообработки и применение для этого растущих на территории пород деревьев. отсюда разнообразие деревянной посуды и утвари у башкир.
традиционный башкирский дом – круглая решётчатая юрта, конструкция и убранство интерьера которой отвечали требованиям полукочевого уклада жизни. юрта имела складную основу, состоящую из решёток и купола, которые скреплялись между собой кожаными ремешками и покрывались сверху войлоком белого цвета. входной проем закрывался двустворчатой деревянной дверью. под отверстием в куполе устраивалось место для очага.
внутреннее пространство юрты разделялось занавесью – шаршау на две половины – мужскую, где находилось почётное гостевое место, и женскую. каждая из них определённым образом декорировалась.
шаршау ткались из льняной или из хлопчатобумажной пряжи. узоры на них выполнялись цветной шерстью, гарусом, применялись также и хлопчатобумажные нитки. в центральной части в районе гостевого места размещались самые ценные в быту кочевников предметы – сундуки с имуществом и постельные принадлежности, кошмы и паласы, а также наиболее яркие предметы одежды. сбоку, слева от входа, на женской половине находилась утварь и посуда, украшенная орнаментом. на мужской половине по стенам развешивались декорированные узором и серебряными накладками конская и вооружение – луки, колчаны, охотничьи сумки. своим расположением они организовывали внутреннее пространство жилища, вместе с тем являясь средствами художественного оформления. юрты перестали использовать в начале xx в., поэтому увидеть своеобразное убранство башкирского кочевого жилища сегодня можно лишь в местных музеях.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Другие предметы
-
Nastya2316016.01.2023 16:26
-
viktoriav8401.05.2022 22:12
-
KIA7911.03.2020 18:14
-
Minydog14.05.2023 06:58
-
Ээн14.03.2020 13:26
-
dron4ik22627.06.2022 23:21
-
McShram111112.12.2022 11:59
-
likeaboss200508.10.2020 23:41
-
rusleon27.11.2022 00:20
-
nicekuzia0123.06.2020 10:06
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.