Ответы на вопрос:
дитя “эпохи безвременья”, представитель “потерянного поколения”, лермонтов — поэт тоски и отчаяния. живущий в период николаевской реакции, во время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований, “неведомый избранник” отвергал окружающий его мир: мир ненавистных ему “духовных холопов”, “жалких, струсивших, подобострастных”, и деспотичной власти, лишающей человека свободы, права мыслить, права иметь высокие гуманистические идеалы. этот мир “рабов и господ” был глубоко отвратителен лермонтову, а потому поэт был обречен на отверженное одиночество. уже в шестнадцать лет лермонтов задумывается о том, “как страшно жизни сей в одиночестве влачить”, уже осознает себя одиноким, “как царь воздушный”. темой одиночества проникнуто почти каждое лермонтовское стихотворение, оно является главенствующей в его творчестве. эпитет “одинокий”, конечно, наиболее употребим поэтом, наиболее часто встречается в его произведениях. все темы лермонтовской лирики, будь то темы поэзии или темы родины, так или иначе сопряжены с мотивами одиночества, отверженности, существует несколько типичных для лермонтова мотивов, и один из них — одиночество в толпе. поэт хотя и вел светскую жизнь, хотя имел знакомых в высшем обществе, однако чувствовал, что “не рожден для света”, “не умеет жить среди людей”, что не имеет ни времени, ни охоты “делить их шум, их мелкие заботы”. лермонтов чувствовал себя страшно одиноким, чужим среди светских людей, “малодушных, презренных рабов власти”, и мир, и души которых — “приличьем стянутые маски”. в их обществе “и скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной ”. глядя на будущность с боязнью, а “на прошлое с тоской”, поэт ищет ' “души родной”, хочет “хоть тень страстей, которые кипят в его груди, перелить в другую грудь”, но, чуждый окружающим его людям света, он остается один, “никому своей тоски поверить не желая”. эта отторженность, отчужденность, своего рода духовное изгнание становятся устойчивым мотивом лермонтовской лирики, который воплощается, в частности, в аллегоричном стихотворении “листок”: “ и без цели по свету ношуся давно я, засох я без тени, увял я без сна и ” лермонтов осознает себя “гонимым миром странником”, и подобное изгнанничество становится не столько несчастьем, клеймом проклятия поэта, сколько знаком превосходства. общество отвергает поэта, не принимая его духовный мир, его убеждения, но и сам поэт отвергает общество, без сожаления покидая его, даря ему “железный стих, облитый горечью и злостью”: “ из страны родной гордись повсюду, как свободой”. с мотивом изгнанничества связан и мотив бездомья, также характерный для лермонтова: “мой дом везде, где есть небесный свод”. нередко одиночество приобретает для поэта характер , своеобразного духовного плена, из которого поэт не видит выхода. так, например, аллегорично стихотворение “узник”, лирический герой которого “одинок, нет ему отрады, стены голы кругом, тихо светит луч лампады умирающим ”. лермонтов повествует, конечно же, не столько о несвободе, в темнице, а о состоянии духовной неволи, одиночество. свобода же, которую символизируют “вольные птицы, играющие в синем небе”, вызывает боль и стыд от невозможности ее мотив звучит и в поэме “мцыри”, герой которой “мало жил и жил в плену, угрюм и одинок, он вырос в сумрачных ”. итак, одиночество, воплощенное в поэме лермонтова в различных формах, составляет суть духовного бытия поэта, основу его внутреннего мира, поэтому тема эта носит для него характер, приобретает в лермонтовских произведениях космические, вселенские масштабы, нередко реализуется с излюбленного лермонтовым образа демона, гонимого, отверженного богом ангела, который “остался, надменный один, как прежде, во вселенной без упованья, без ”. для поэта образ одинокого властелина, изгнанного с небес, с которым лермонтов и себя отождествляет в некоторой степени, является апофеозом одиночества: “царства дивного всесильный господин”; “ в пустыне без приюта отверженный блуждал, ничтожной властвуя ”. своеобразной же квинтэссенцией тоски, боли, которые несут поэту одиночество, стало стихотворение “выхожу один я на ”, о котором добролюбов сказал: “шедевр, написанный кровью”. в стихотворении этом звучит мотив усталости от горечи и разочарований, оттого, что “так больно и так трудно”. поэт чувствует себя одиноким в пределах мироздания, вселенной. не сумев обрести “свободу и покой”, достичь гармонии в этом мире, он хотел бы “забыться и уснуть”, но “не холодным сном могилы”, а так, чтобы “в груди дремали жизни силы”.. вот такой он лермонтов
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Литература
-
Маруська24602.02.2020 14:52
-
Прайм23117.11.2020 10:20
-
пппп10318.03.2022 11:06
-
истина410.10.2020 03:04
-
polskryabina2006.12.2021 20:56
-
ольга164612.06.2023 22:06
-
DarkGay31.07.2020 13:00
-
sadernik201.07.2022 09:37
-
sad130004.11.2020 03:14
-
DarckGh0st18.07.2021 21:32
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.