Стихотворение н. с. гумилева "заблудившийся трамвай"
4. каковы ритмические особенности стихотворения?
5. какие синтаксические фигуры, с вашей точки зрения, наиболее важны для передачи авторского чувства?
Ответы на вопрос:
4. каковы ритмические особенности стихотворения?
рифмовка перекрестная. рифмы нечетных стихов женские, четных – мужские, т.е.четные стихи оканчиваются на ударный слог (неполная стопа), создавая акцент в ритме, так как начале следующего стиха слог также ударный.
ритм стихотворения сложный, но он хорошо передает при прочтении стук колес. каждый стих начинает дактильная стопа. стопы в стихах не одного размера: трехсложные чередуются с двухсложными. т.е. часть стиха – дактиль (! - -; д ), часть – хорей (! -; х ). причем нет четкой закономерности. такой метр называется дольник.
шел я по улице незнакомой ! - - / ! - - / ! - / ! – д /д/х/х
и вдруг услышал вороний грай, ! - - / ! - - / ! - / ! д/д/х/х
и звоны лютни, и дальние громы, ! - - / ! - - / ! - - / ! - д/д/д/х
передо мною летел трамвай. ! - - / ! - - / ! - / ! д/д/х/х
как я вскочил на его подножку, ! - - / ! - - / ! - / ! - д/д/х/х
было загадкою для меня, ! - - / ! - - / ! - / ! д/д/х/х
в воздухе огненную дорожку ! - - / ! - - / ! - / ! - д/д/х/х
он оставлял и при свете дня. ! - - /! - - /! - /! д/д/х/х
мчался он бурей темной, крылатой, ! - - / ! - / ! - / ! - - д/х/х/д
он заблудился в бездне времен… ! - - / ! - / ! - - / ! д/х/д/х
остановите, вагоновожатый, ! - - / ! - - / ! - - / ! - д/д/д/х
остановите сейчас вагон. ! - - / ! - - / ! - / ! д/д/х/х
5. какие синтаксические фигуры, с вашей точки зрения, наиболее важны для передачи авторского чувства.
повтор - остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон – делит стихотворение на смысловые части. но, если первый раз герой просит остановить вагон, так как он не хочет быть в этом странном трамвае, то во второй он просит остановки, так как нашел место, где хочет быть. и автор подчеркивает эмоциональное напряжение восклицательным знаком.
моменты перехода от одной части повествования к другой отделяют многоточия.
если в первой части, знакомящей с героем и трамваем, автор применяет точки, а во второй, сюрреалистической, использует риторические вопросы и вопросительные знаки, то в третьей, лирической, ставит восклицательный знак даже там, где должен быть вопросительный. где же теперь твой голос и тело,/ может ли быть, что ты умерла! автор этим поддерживает уверенность лирического героя, собравшегося служить молебен о здравии машеньки, в невозможности ее смерти
в стихотворении много инверсий, служащих для создания ритма и интонаций. также с их поэт заставляет читателя верить, что герой видит все своими глазами. например, в глаза герою прежде всего бросается огненная дорожка (в воздухе огненную дорожку/ он оставлял и при свете дня) или облик палача (в красной рубашке, с лицом, как вымя,/голову срезал палач и мне,)
растерянность лирического героя и драматизм ситуации короткие и разорванные предложения. (поздно. вывеска….)
написанное 100 лет назад стихотворение хорошо передает восприятие николаем степановичем гумилевым духа того времени.
н.гумилев.
заблудившийся трамвай
шёл я по улице незнакомой
и вдруг услышал вороний грай,
и звоны лютни, и дальние громы, —
передо мною летел трамвай.
как я вскочил на его подножку,
было загадкою для меня,
в воздухе огненную дорожку
он оставлял и при свете дня.
мчался он бурей тёмной, крылатой,
он заблудился в бездне времён…
остановите, вагоновожатый,
остановите сейчас вагон.
поздно. уж мы обогнули стену,
мы проскочили сквозь рощу пальм,
через неву, через нил и сену
мы прогремели по трём мостам.
и, промелькнув у оконной рамы,
бросил нам вслед пытливый взгляд
нищий старик, — конечно, тот самый,
что умер в бейруте год назад.
где я? так томно и так тревожно
сердце моё стучит в ответ:
видишь вокзал, на котором можно
в индию духа купить билет?
вывеска… кровью налитые буквы
гласят — зеленная, — знаю, тут
вместо капусты и вместо брюквы
мёртвые головы .
в красной рубашке, с лицом, как вымя,
голову срезал палач и мне,
она лежала вместе с другими
здесь, в ящике скользком, на самом дне.
а в переулке забор дощатый,
дом в три окна и серый газон…
остановите, вагоновожатый,
остановите сейчас вагон!
машенька, ты здесь жила и пела,
мне, жениху, ковёр ткала,
где же теперь твой голос и тело,
может ли быть, что ты умерла!
как ты стонала в своей светлице,
я же с напудренною косой
шёл представляться императрице
и не увиделся вновь с тобой.
понял теперь я: наша свобода —
только оттуда бьющий свет,
люди и тени стоят у входа
в зоологический сад планет.
и сразу ветер знакомый и сладкий,
и за мостом летит на меня
всадника длань в железной перчатке
и два копыта его коня.
верной твердынею православья
врезан исакий в вышине,
там отслужу молебен о здравьи
машеньки и панихиду по мне.
и всё ж навеки сердце угрюмо,
и трудно дышать, и больно жить
машенька, я никогда не думал,
что можно так любить и грустить.
1919 г.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Литература
-
LetMaria09.02.2021 15:09
-
1649fn4905.04.2023 02:51
-
MrVyacheslav22818.10.2021 01:38
-
nastialeon23.06.2023 19:49
-
masenkon52403.04.2022 08:32
-
AsiMy21.04.2022 02:09
-
оорог07.11.2020 13:36
-
komlevaomg26.09.2021 11:20
-
11maksim1120.01.2020 20:08
-
Victoria19514.08.2022 03:16
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.