Ответы на вопрос:
летом 1831 г. в.а. жуковский вместе со своим воспитанником жил в царском селе, там же в это время был а.с. пушкин с молодой женой. между поэтами возникает своеобразное творческое состязание — оба пишут сказки. результат — «сказка о царе салтане» пушкина и три жуковского — «сказка о царе берендее», «спящая царевна» и незаконченная «война мышей и лягушек». первая из них называется пышно, в традициях xviii в.
считается, что в основу этой сказки положен сюжет, рассказанный пушкину его няней ариной родионовной. если даже это так, а это, скорее всего, сюжет сказки «морской царь и василиса премудрая», жуковский не только по-своему его изложил, но и добавил в него эпизоды, детали из других сказок. чувствуется, что поэт знаком с устным народным творчеством, глубоко, тщательно изучал его, отбирая ценное, поэтичное.
«сказка о царе берендее» написана гекзаметром — одним из любимых размеров жуковского. гекзаметр «сказки о царе берендее» настолько «прилажен» к языку, что великолепно передает сказочный колорит. он настолько оригинален и кажется столь естественным в этом произведении, что наводит на мысль о какой-то третьей форме речи, помимо прозы и стихов.
сюжет в целом повторяет народный. некоторые детали, введенные жуковским, слегка нарушают логику. например, кощей бессмертный царит в подземном мире. это вполне закономерно — он злой дух тьмы. более того, его дворец «высечен был весь из карбункула-камня». если вспомнить переведенную в 1816 г. жуковским сказку «красный карбункул», там этот камень подарен герою сатаной.
кощей
всмотримся в портрет кощея. жемчужины, клешни вместо рук, зеленоглазость — все это портрет царя морского, а не подземного. возможно, в портрете сохранился намек на героя народной сказки.
каждый персонаж жуковского индивидуален, особенности характера проявляются в поступках. не догнав беглецов (ивана-царевича и марью-царевну), кощей в гневе «пересек беспощадно всех до единого слуг». такое поведение свойственно какому-нибудь помещику-самодуру, а не всемогущему владыке подземного царства. кощей любит шутовство. иван-царевич при встрече ползет на коленях, чем вызывает смех кощея, и тот сменяет гнев на милость. тоже узнаваемая деталь. фантастическое подкрепляется вполне убедительным реалистичным. вокруг сказочного дворца, который по приказу кощея должен выстроить иван-царевич, предполагается «регулярный сад, и в саду пруд с карасями». подобная деталь есть в описании мишенского, имения отца жуковского, где поэт провел годы детства и юности.
марья-царевна
марья-царевна не только дочь кощея, премудрая волшебница, но и прелестная девушка, нежная, кроткая, любящая. возможно, этот образ создавался с мыслью о незабвенной маше протасовой, человеке необычайного обаяния, утонченной души. «белым камнем у дороги» остается марья-царевна в ожидании суженого, в лазоревый цветок превращается, не дождавшись ивана-царевича. «росинки слез на листках голубых заблистали». героиня народной сказки не отличается такой утонченностью, ей заранее известно, как будут разворачиваться события. героиня жуковского («сказка о царе берендее») страдает, оскорбляется, готова на самопожертвование, но и на борьбу за счастье. так что, имя изменено не случайно.
иван-царевич
иван-царевич тоже имеет ярко выраженный характер. он храбр, поездка в подземное царство его не пугает. полон царского достоинства. при знакомстве с марьей-царевной он тактичен и благороден. «скромно прочь отошедши, стал за кустом». он религиозен, как и родители. крест и ладанка ему избавиться от погони кощея.
индивидуализируя своих героев, жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. с этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. для народной сказки подобные средства выразительности не характерны.
языковые особенности
в области языковой поэт тоже нарушает привычные каноны. наряду с традиционными сказочными устойчивыми выражениями («ни в сказке сказать, ни пером описать», «двух смертей не бывать, а одну не минуешь», «ни свет ни заря», «видом не видано, слыхом не слыхано», «по усам текло, а в рот не попало» и многих других), постоянными эпитетами («красная девица», «дремучий лес», «белый камень» и др.) жуковский вводит совершенно нетипичные для фольклора сравнения («голосом звонким, как струны», «голосом сладким, как флейта», «вскочил как безумный», «царь отряхнулся, как гоголь» и т. в «сказке о царе берендее» нет характерных для устного народного творчества повторов. поэт ограничивается лаконичными замечаниями: «все рассказал», «страшную тайну открыл» и т. п. все нововведения жуковского, конечно же, отдаляют его сказку от народной, но делают ее более поэтичной, красивой, увлекательной.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Литература
-
NastiLife26.03.2023 11:29
-
LeanardoGeni06.07.2022 07:39
-
оченьнужно22830006.04.2021 21:38
-
alinaaubakirova121.02.2023 08:25
-
Begli3728329.12.2020 00:47
-
ПомощникКоторыйЛюбит04.08.2021 17:08
-
yakirill010920016.12.2020 21:33
-
жапрожак115.06.2020 07:32
-
tyujg06.06.2022 21:44
-
dianaknyazeva16.12.2021 03:08
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.