в монографию вошли обобщенные материалы, анализирующие труды известных отечественных и зарубежных тюркологов о месте и роли тюрков в мировой и их вкладе в мировую культуру и цивилизацию. эти факты и материалы долгое время были недоступны для изучения широкой общественности в силу европоцентристских и других мифов и стереотипов, господствовавших в традиционной европейской . в работе на основе трудов , антропологов и тюркологов, дается критика этих мифологий и стереотипов, а также с позиции философии делается попытка обобщить и систематизировать в общей форме достижения тюркских народов. основной фабулой монографии нужно считать идею о том, что казахский народ, как часть тюркского народа, проживающий на просторах великой степи, где в основном начинались и вершились важнейшие события, часто менявшие ход мировой , может и должен считаться одним из наследников всего тюркского народа, тюркской и тюркской цивилизации
подробнее - на -
Ксередине xx в. несостоятельность колониальной системы выявилась окончательно. предоставление национальной независимости бывшим колониям и взаимовыгодное сотрудничество с ними отвечали и интересам стран-метрополий, так как последнее было значительно эффективнее примитивной эксплуатации. раньше других это поняли власти , вскоре после второй мировой войны предоставившие независимость индии и пакистану, бирме (мьянме), иордании, цейлону (шри-ланке). в те же годы франция признала независимость сирии, ливана и стран индокитая. в 1949 г. обрела независимость индонезия, где в течение нескольких лет шла партизанская война против голландского господства. это стало началом крушения колониальной системы. с получением независимости малайей (1957) в азии сохранились лишь незначительные колониальные территории. но африка продолжала оставаться в своем роде заповедником колониализма. в 50-е гг. лишь некоторые страны северной и западной африки стали независимыми (тунис, марокко, гана, гвинея), однако в i960 г. наступил перелом. франция, не выдерживавшая напряжения затянувшейся войны в алжире, решила отказаться от своих гигантских владений - западной и экваториальной африки. на их необъятных территориях возникло 11 независимых государств. в том же году бельгия предоставила независимость конго (заиру). в этом государстве наглядно проявился целый комплекс сложностей, характерных для молодых африканских стран. вспыхнули беспорядки, переросшие в гражданскую войну на племенной основе. началась массовая расправа местного населения с европейцами, и в страну снова были введены бельгийские войска. после нескольких лет политического и хаоса в стране на долгие годы (1965-1997) установилась военная диктатура маршала мобуту. трагедия конго (заира) не остановила процесса освобождения африки. в марте 1962 г. франции пришлось прекратить войну в алжире и признать за ним право на независимость. в 1960 г. предоставила независимость крупнейшей по населению стране континента - нигерии. после свержения диктатуры тоталитарного типа в португалии стали независимыми ее колонии - мозамбик и ангола (1975). уходя из стран африки, бывшие метрополии стремились в той или иной форме сохранить там свое влияние. за влияние в этих странах боролись и другие государства, прежде всего обе сверхдержавы. предпринимал попытки поставить под свой контроль египет и ливию, эфиопию и сомали, мозамбик и анголу; кое-где на время удалось установить прокоммунистические режимы. в анголе, например, была развязана длительная гражданская война, в которой участвовали крупные воинские соединения, переброшенные с кубы, и инструкторы из и гдр. сша же предпочитали формы проникновения в африку, которые в целом оказались более действенными. особое положение сложилось на юге африки, где в южно-африканской республике (юар) и южной родезии у власти стояло местное белое меньшинство, проводившее в отношении черных африканцев политику апартеида - открытой, законодательно закрепленной расовой дискриминации. в результате многолетней борьбы африканцев за свои права, а также нажима со стороны демократических держав запада белые правители юар и южной родезии вынуждены были отказаться от политики апартеида и пойти на проведение выборов при участии черного большинства. в результате в 1980 г. последнее пришло к власти в южной родезии (она стала именоваться зимбабве), а в 1992 г. - в юар. в ряде стран африки после завоевания независимости довольно успешно осуществляется модернизация, в других - этот процесс осложняется сохранением местной племенной розни, порой приводящей к гражданским войнам. наиболее ' развитой страной континента остается юар, где была модернизирована по западному образцу еще до второй мировой войны. (этому способствовало наличие в стране уникальных месторождений ценных полезных ископаемых - золота, платины, алмазов, урана, марганца, хромитов и т. д., а также возможность использования сверхдешевого труда коренного населения.) однако в целом страны африки по уровню развития значительно отстают от ведущих индустриальных держав. африка - последний крупный регион мира, в котором к концу xx в. не решены модернизации. в последние годы выявилась и другая проблема: в ряде африканских стран становятся все популярнее идеи афроцентризма, впервые сформулированные в сша еще в конце xix в. афроцентризм проповедует превосходство черных африканцев (к ним причисляют и американских негров) над людьми с белой и желтой кожей и, по сути дела, является негритянским расизмом. идеология афроцентризма уже не раз приводила к насилию над белыми в ряде стран африки, а также в сша.