Ответы на вопрос:
и. с. тургенев. « язык». стихотворение в прозе.
беловой автограф. 1882 год
стихотворение в прозе (фр. poème en prose, petit poème en prose) — форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии. повествовательное начало в этой форме зачастую ослаблено, а внимание к языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и собственно прозаическому ритму — повышено. при дальнейшем повышении ритмической текста, выходящей за пределы речевой нормы, возникают такие смежные со стихотворением в прозе формы, как версэ и ритмическая проза (в традиции ассоциирующаяся, прежде всего, с именем андрея белого); по другую сторону стихотворения в прозе лежат сверхкраткие прозаические жанры (в частности, афоризм). не следует путать стихотворение в прозе со свободным стихом (верлибром), ритмическая структура которого однозначно задана ак правило, рождение жанра стихотворений в прозе связывают с францией и романтизмом, его началом считают книгу миниатюр поэта-романтика алоизиюса бертрана «„гаспар из тьмы“. фантазии в манере рембрандта и калло» (опубл. 1842). становление стихотворений в прозе стоит связывать с распадом классицистской эстетики и художественными поисками новых форм выражения образов и чувств, не вмещающихся в классицистский канон — прежде всего, переживаний самостоятельной личности, проявлений «нового героизма повседневности» (бодлер), интереса к чужому, необычному, странному. в более конкретном плане, на становление жанра повлияли прозаические переводы экзотической поэзии или их мистификации у ранних романтиков: таковы французские, а потом и другие переложения «поэм оссиана» дж. макферсона (опубл.1760—1763, переводы появились позже), таковы «мадагаскарские песни» эвариста парни (1787), позднее — «гузла» проспера мериме (1827). в этом контексте складываются и осознаются как новый жанр первые пробы стихотворений в прозе у «малых романтиков» во франции — поэмы «амеде» жюля барбе д’оревильи (1833, опубл. 1889), «кентавр» и «вакханка» мориса де герена (1838), упомянутый выше «гаспар из тьмы» бертрана, «книга прогуливающегося» жюля лефевра-дёмье (1854) и др. их находки становятся толчком для поисков бодлера, который дает жанру собственное имя и порождает впечатляющий пример своими «стихотворениями в прозе» (1855—1864, по мере появления публиковались в периодике). тургенев в его «стихотворениях в прозе» (1882, начало работы — 1876) опирается на эту богатую традицию. его перу принадлежит самое знаменитое стихотворение в прозе — « язык», которое раньше учили в советских (и учат в российских) школах наизусть. оно даже было признано самым коротким произведением классики (всего 3 предложения)[1].
во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный язык! не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
июнь, 1882
примерно в это же время к жанру стихотворений в прозе обращается в германии детлев фон лилиенкрон («поездки адъютанта и другие стихотворения», 1883). блестящие образцы жанра в 1860—1880-х годах французские символисты и проклятые поэты — малларме, рембо, лотреамон, шарль кро и др.
в россии линию тургенева (впрочем, специалисты отмечают, что отдельные образцы формы встречаются и до него — в частности, у фёдора глинки и николая станкевича) продолжил иннокентий анненский; своеобразные опыты в этом жанре оставили елена гуро и василий кандинский. в советский период интерес к стихотворению в прозе начал расти с 1960-х гг. произведениям фёдора абрамова. в неподцензурной в это же время различные вариации стихотворения в прозе развивали такие авторы, как вадим козовой, генрих сапгир, леон богданов.
во французской традиции поэтическая практика авангарда первой трети xx в. (кубизм, дадаизм, сюрреализм) в значительной мере стёрла в глазах поэтов и читателей жёсткую границу поэзии и прозы — видимо, одним из последних примеров осмысления лирической миниатюры именно как стихотворения в прозе можно считать одноимённую книгу пьера реверди (фр. poèmes en prose; 1915). в дальнейшем лирическая миниатюра этого рода заняла место в системе поэтических форм, и такие поэты, как макс жакоб, анри мишо, рене шар, франсис понж, а за ними — ив бонфуа, жак дюпен, филипп жакоте, мишель деги и др., никак не отделяют свои «стихотворения в прозе» от «просто» стихотворений.
публикации на языке
бертран а.гаспар из тьмы. м.: наука, 1981 (в дополнениях образцы стихотворений в прозе э.парни, ш.бодлера, т.де банвиля, лотреамона, а.рембо, ш.кро, с.малларме)
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Литература
-
sana1998d27.02.2021 08:45
-
FenniXDouble04.03.2022 15:25
-
kovalvladislavoxx9e613.10.2021 14:50
-
Алинкамалинка342214.02.2023 06:32
-
Flvme29.06.2021 02:38
-
qwertynikas14.05.2020 00:40
-
ayzhan197904.12.2020 13:20
-
аня294110.10.2021 10:59
-
terentevvadim3320.02.2022 16:39
-
albinasol1309.03.2020 23:12
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.