Ответы на вопрос:
в комедии а. с. грибоедова “горе от ума” показано противостояние чацкого дворянству. всех персонажей можно считать безумными. каждая сторона считает другую сторону сумасшедшей. во всех действиях герои а. с. грибоедова сплетничают и порочат друг друга. причем делают это не в открытую, а за спиной. ругают все новое и передовое. но ни один герой не видит себя со стороны. фамусов говорит о чацком: “опасный человек”, “он вольность хочет проповедать”, “да он властей не признает! ” софья о чацком: “желчь на всех излить готов”. чацкий в свою очередь о молчалине: “а чем не муж? ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало? ” наталья дмитриевна о чацком: “отставной и холостой”. платон михайлович о загорецком: “отъявленный мошенник, ”, “ в карты не садись: продаст”. хлёстова считает загорецкого “лгунишкой, картежником и вором”. и все вместе о чацком: “ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда безумных развелось людей, и дел, и мнений”, “уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь”.
итак, все в обществе друг друга ненавидят. когда читаешь эту комедию, кажется, что все происходит не в интеллигентном обществе, а в чеховской “палате № 6”. люди словно бредят. они живут на этом свете только лишь для интриг, которые со стороны выглядят безумием, чацкий — умен, но он не любит людей, его окружающих, как, впрочем, окружающие не любят его. в итоге наступает борьба противоположностей, безумное общество со знаком “минус”, борется с чацким, которого, разумеется, следует отметить знаком “плюс”. тот в свою очередь ведет борьбу с тупостью, неграмотностью, косностью и непорядочностью своих же соплеменников.
безумным вы меня прославили всем хором.
вы правы: из огня тот выйдет невредим,
кто с вами день пробыть успеет,
подышит воздухом одним,
и в нем рассудок уцелеет.
вон из москвы! сюда я больше не ездок.
бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
где оскорбленному есть чувству
карету мне, карету!
этим монологом заканчивает а. с. грибоедов свое произведение. и мы понимаем, что “безумному” чацкому не удалось ничего изменить в “умных” людях. последняя реплика фамусова подтверждает это: “ах! боже мой! что станет говорить княгиня марья алексеева! ”
судьей является сам автор — он встает на сторону чацкого и объявляет его умным, а всех остальных глупыми. тут я полностью согласен с позицией а. с. грибоедова. но есть одно “но”. да, чацкий вернулся из-за границы. да, он много видел, знает, какова его цель в жизни. но умный человек никогда не вступит в спор с глупым, тем более с глупым обществом. зачем а. с. грибоедову надо было показывать чацкого еще и с “безумной” стороны? а просто а. с. грибоедов наказал чацкого за его ум, назвав “сошедшим с ума”. может, а. с. грибоедов хотел описать россию того времени? а может, задумал показать, что все в этом мире безумно и среди сонмища безумцев трудно находиться одному-единственному умному человеку. стоит только кому-то начать возвышаться над всеми своей образованности, как “ море” безумцев захлестнет огромной волной не имеющего поддержки умника. того же чацкого. да, мне кажется, что дело именно так и обстоит. чацкий невольно показал, что он умнее таких людей, как фамусов, и тот сразу же объявил всему обществу, дескать, это самый низкий человек в мире. так кого же считать умным, если умный среди безумных выглядит еще безумнее? только безумный может начать противостояние людям, живущим в свое удовольствие, ведь их всегда все устраивает, и они не хотят никаких перемен.
За несколько месяцев до начала работы над поэмой «По праву памяти» А. Т. Твардовский писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни» . Поэма «По праву памяти» — исповедь, она во многом автобиографична и является итогом многолетних трудных размышлений автора. В первой главе поэмы («Перед отлетом» ) автор вспоминает свою юность с ее радужными надеждами, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее:
Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Не лгать. Не трусить.
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать.
Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни. В этой главе возникает лишь предощущение суровой исторической реальности, трагических конфликтов эпохи. Эти конфликты во всей своей масштабности разворачиваются в главе «Сын за отца не отвечает» . В этой главе выражена не только личная боль поэта — сына «врага народа» . В этой главе поэт парадоксально поворачивает разными гранями знаменитую сталинскую формулировку «Сын за отца не отвечает» . Она всегда интерпретировалась как некий круг, который сердобольный и справедливый вождь бросал несчастным изгоям, запятнанным родством с «врагами народа» . Но поэт гордо отвергает такую подачку, он не собирается получать право на благополучие ценой предательства отца, ему представляется более резонным совершенно противоположный выбор:
А вдруг тот сын (а не сынок!) .
Права такие получая,
И за отца ответить мог?
Он берется отвечать за своего отца, отвечать —в смысле защищать, заступаться. И сын отвечает тем, что отстаивает человеческое достоинство отца. И делает это высоко художественно — он создает пластически зримый образ великого труженика-крестьянина. Вот, например, описание рук отца:
Те руки, что своею волей
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей
Сплошная — подлинно кулак!
Мысль об ответственности за отца органично ведет за собой мысль об ответственности за все, что происходит в стране, об общей вине. Теперь уже поэт не ищет никаких оправданий себе и всем, кто если и не участвовал в злодеяниях сталинского режима, то молчаливо присутствовал при них. Расплатой становятся неизбывные нравственные муки:
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.
Этим тайным судом совести, считает А. Твардовский, судит себя каждый порядочный человек, переживший те времена. Третья глава «О памяти» является итогом раздумий поэта о прожитой жизни, о сложной эпохе, выпавшей на долю. Главная мысль в ней — мысль об исторической памяти. Отказ от памяти, запрет на память — это отказ от ответственности, от покаяния и искупления вины. Поэт спорит с теми, кто считает более удобным не помнить о трагедиях
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить Живую быль.
И чтобы волны
Над ней сомкнулись.
Быль — забыть!
Поэт готов в одиночку, против всех, отстаивать право на память, потому что, если не помнить оно может повториться:
Кто прячет ревниво.
Тот вряд ли с будущим в ладу.
На долю А. Твардовского выпали трудные времена. Он пережил и перестрадал тридцатые и сороковые, послевоенные годы, время хрущевской «оттепели» . Огромный и трудный мир открыл он читателю в своих поэтических произведениях. Поэма «По праву памяти» — исповедь поэта, в которой он излил все, что «жило, кипело, ныло в его душе.
Объяснение:
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Литература
-
Wow0105.11.2020 01:21
-
ilsafsanatullov04.03.2023 00:56
-
mamatvoeymamy09.02.2021 05:01
-
galina725707.02.2022 07:08
-
Peregudovapolina03.01.2023 22:42
-
МелодиЛук20.11.2022 21:42
-
Алжсжсзвьвлвждчяь18.07.2022 03:53
-
Fdcsxdxdvrcfcr24.05.2022 05:39
-
Kristia0317.09.2022 11:53
-
moon253618.07.2021 11:26
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.