Элла03
02.04.2021 03:55
История
Есть ответ 👍

Развитие культуры в xviii - начале xix.

279
407
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

Yliana239990
4,6(66 оценок)

1. петровские реформы 1700 — 1725 гг. способствовали приближению культуры к западу: — с 1 января 1700 г. россия перешла на новый, общеевропейский календарь, прежнее летоисчисление (от сотворения мира) было прекращено (7208 год стал 1700-м); — вместо древнеславянских названий месяцев «по погоде» (сичень, лютый, серпень и т. д.) были введены европейские (соответственно, январь, февраль, август и т. д.); — среди элиты изменилась форма одежды и внешнего вида — был подорван обычай носить бороды (получила распространение традиция бриться), на смену национальной пришла европейская одежда и парики; — резко снизилась влияние православного христианства, которое было петром максимально отдалено от государства; — культура начала носить в основном светский характер. западноевропейский стиль распространился и в архитектуре, и в градостроении (как при петре i, так и при екатерине ii): — изменилась система строительства городов — на смену монголо-татарской «кочевой» системе строить города радиальными кольцами с площадью в центре пришла европейская — строить города по плану, квадратами при строго перпендикулярных и симметричных улицах (так был построен санкт-петербург); — византийский («тяжелый», монументальный) стопы сменяется «легким»европейским — итальянско-французским (барокко); — возводятся памятники архитектуры — зимний дворец и петергоф (архитектор в. растрелли), петропавловская крепость и ряд центральных зданий санкт-петербурга (д. трезини), цельный памятник петру i (фальконе). развиваются наука и образование. — в 1724 г. создается академия наук; — в 1755 г. — московский университет. 2. xix в. становится временем невиданного расцвета . становится одной из самых авторитетных в мире. свои гениальные произведения написали: а.с. пушкин; м.ю. лермонтов; н.в. гоголь; л.н. толстой; ф.м. достоевский; а.п. чехов и др. бурно развиваются иные сферы культуры: — музыка (м.и. глинка, п.и. чайковский, «могучая кучка» — н.а. римский-корсаков, м.п. мусоргский, а.п. бородин и др.); — живопись (к.п. брюллов, а.а иванов, п.а. федотов; «художники-передвижники» — в.и. суриков, и.и. шишкин, и.е. репин, и.н. крамской, в.м. и а.м. васнецовы и др.); — архитектура (александровская колонна монферана, большой кремлевский дворец (к.а. тон), и по своему культурному наследию xix в. стал самым плодотворным во всей россии и вывел культуру на одно из самых высоких мест в мире.

источник:

Демон1997
4,8(85 оценок)

Цивилизационное значение

цивилизационное значение крещения руси огромно. известный филолог в.  н.  топоров, оценивая значение принятия христианства для цивилизации, пишет[48]:

эти два события [принятие христианства русью и литвой], сыгравшие исключительную роль в этих стран и предопределившие на многие столетия их место в , должны расцениваться и как события вселенского характера… принятие христианства на руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства — восточную европу, но и тем самым в ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… и каковы бы ни были последующие судьбы христианства в восточной европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь, — может быть, особенно здесь. политические последствия

крещение руси произошло до окончательного раскола западной и восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

в византийском церковно-государственном правосознании император (басилевс) мыслился как хранитель и верховный защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. таким образом, приняв крещение от ромеев (византийцев), владимир включил русь в орбиту византийской государственности[49][50].

так, киевскому великому князю в xii веке в константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника[51]. киевская же митрополия в константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них  — 61-е, а в более позднем, составленном при андронике ii палеологе (1306—1328)  — 77-е место.

митрополит платон (левшин) в начале xix века видел особое значение в принятии христианства из константинополя (а не рима): «великое обязана россия воссылать пастыреначальнику христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не евангельскому, всё почти было превращенно. свободил нас господь от сих сетей; хотя запад антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо»[52].

культурные последствия

принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения руси возникли первые памятники письменной культуры.

«князь глеб святославович убивает волхва на новгородском вече (княжий суд)», 1898 год. а.  п.  рябушкин

принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие[53]). разрушались культовые сооружения  — идолы, капища[54].

по мнению некоторых исследователей, опирающихся на «повесть временных лет», «восстание волхвов» во владимиро-суздальской руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер[55]. ярослав мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»[55]; в 1070-х годах в новгороде волхв был убит дружиной князя глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти киева»)[56] (см. суздальское восстание 1024 года).

Реши свою проблему, спроси otvet5GPT

  • Быстро
    Мгновенный ответ на твой вопрос
  • Точно
    Бот обладает знаниями во всех сферах
  • Бесплатно
    Задай вопрос и получи ответ бесплатно

Популярно: История

Caktus Image

Есть вопросы?

  • Как otvet5GPT работает?

    otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса.
  • Сколько это стоит?

    Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны.
  • Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?

    Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое!
  • В чем отличия от ChatGPT?

    otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.

Подпишись на наш телеграмм канал

GTP TOP NEWS