Ответы на вопрос:
ярким выражением критицизма общественного сознания эпохи является возникновение разнообразной, по преимуществу демократической, сатирической . она бичует типичные для того времени пороки феодального общества: засилье богатых, неправый суд, недостойное поведение духовенства. при этом нередко используются авторами привычные формы деловой письменности, например, челобитные, лечебники, послания и даже тексты церковных песнопений. некоторые из повестей сближаются с фольклором.
о бедности, о неправом суде и хитроумии маленького человека рассказывает повесть «шемякин суд», которая датируется второй половиной xvii в. она близка к народной сатирической сказке о неправом суде. повесть начинается с того, что богатый брат дал бедняку лошадь дрова, но дать хомута. бедняк привязал дровни к хвосту лошади, она зацепила за подворотню и хвост оторвался. богач не пожелал принять бесхвостой лошади, и возникла тяжба. по дороге в суд братья заночевали у попа, бедняк нечаянна задавил поповского ребенка, и поп также пошел в суд. боясь наказания, бедняк решил покончить с собой, но, падая с моста, нечаянно задавил старика, которого под мостом везли в баню. казалось, выхода нет, но на бедняку, как и во всякой народной сказке, пришла смекалка. он поднял с дороги камень, завернул его в платок и на суде трижды показал судье. корыстный судья шемяка подумал, что у бедняка богатый посул, и решил дело в его пользу. когда же судья потребовал плату, бедняк прибегнул к хитрости. он сказал судье, что если бы тот судил иначе, то бедняк «убил бы его тем камнем». и шемяка был счастлив, что решил дело в пользу бедного.
повесть прежде всего обличает неправый продажный суд. в xvii в. судебные тяжбы были столь великим народным бедствием, что суеверные люди носили даже на шее ладанки с заклинанием от судей-лихоимцев. в повести присутствуют детали, которые вводят нас в типичную обстановку того времени: бедный брат не имеет не только лошади, но даже хомута и сам добровольно идет? в суд за богатым, чтобы не платить налог за вызов; у попа бедняка не зовут ужинать и он лежит на полатях голодный; идя в суд с попом и братом, бедняк понимает, что его засудят, и хочет покончить с собой.
судья шемяка дан в повести как ловкий делец, готовый за мзду вынести любое решение. в данном случае он придумал хитроумный приговор: отдать лошадь бедняку до тех пор, пока не вырастет новый хвост; попадью отдать бедняку, пока не будет ребенка, а человек, у которого задавили отца, сам должен броситься с моста на бедняка.
следует отметить и новые представления автора о человеческой судьбе. до xvii в. власть теологии была еще сильна, и в подчеркивалась зависимость человека от провидения. под влиянием социально- условий эти взгляды изменились. авторы xvii в. выдвигают теперь на первый план не судьбу, а личный успех, удачу, счастливый случай. как и в эпоху возрождения, в появляется образ находчивого человека. его веселые и ловкие проделки не только не вызывают осуждения, но даже изображаются сочувственно. новый герой силен своим умом, хитростью, жизнелюбием. эти качества противопоставляются средневековому отстранению от жизни, уходу в монастырь, и в этом проявляется также тенденция обмирщения xvii в.
таков и герой повести «шемякин суд». какова его жизнь? это - цепь случайностей, его даже к мысли о самоубийстве. но нет, герой не погибает. на ему приходит смекалка. недаром повесть была так близка к народной сказке. рожденная, по всей вероятности, в крестьянской среде, она перешла в лубок и стала излюбленным чтением разнообразных слоев населения.
о близости к сказке свидетельствуют: комическая завязка, расстановка действующих лиц - бедный и богатый, счастливая развязка в пользу бедняка, троекратные повторы (судья выносит три приговора, бедняк трижды показывает судье камень, истцы трижды платят бедняку). сказочный характер имеет по своей неожиданности и развязка - угроза судье.
повесть отличается вполне светским характером, религиозный оттенок имеет только концовка: и судья шемяка, и бедняк хвалу богу. судья за то, что судил в пользу бедного и спас себе жизнь, а бедняк за то, что вышел удачно из беды. но после всех мошеннических проделок эта концовка звучит иронически.
язык повести в целом прост, близок к разговорному, хотя иногда встречаются архаические формы прошедшего времени глаголов: живяше, поиде, хотяше и др
вот .например это. здалёка из чиста поля выезжал богатырь Илья Муромец. Едет он по полю, видит: перед ним вдалеке —великан-богатырь на могучем коне. Ступает конь по полю, а богатырь в седле крепким сном уснул. Догнал его Илья:— Ты и вправду спишь или притворяешься?
Молчит богатырь. Едет, спит. Рассердился Илья. Схватил он свою палицу булатную, ударил богатыря. А тот и глаз не раскрыл. Во второй, в третий раз окликнул его Илья, стукнул —да так, что сам себе руку отшиб. А богатырь проснулся было, поглядел вокруг, почесался:— Ох, и больно русские мухи кусаются!Заметил он Илью, сунул его вместе с конём к себе в карман и дальше поехал. Конь его от тяжести спотыкаться стал.Вспомнил тогда богатырь про Илью, вынул его из кармана испрашивает:— Ты что, драться со мной хотел?Отвечал ему Илья Муромец:— Не хочу я с тобой драться. Давай лучше побратаемся.Согласился богатырь. Побратались они — Святогор-богатырь и Илья Муромец. Сели, побеседовали, друг другу про себя порассказали. Дальше вместе поехали.Приехали на гору Елеонскую. Глядят —чудо чудное: стоит на горе пустой гроб дубовый.— А кому в этом гробу лежать суждено? —Святогор говорит. —Ты ложись-ка, Илья, в гроб, да померяй: не для тебя ли он?Померил Илья Муромец —нет, не годится ему гроб: в длину длинён и в ширину широк. Улёгся в гроб Святогор. Гроб ему как по мерке пришёлся.— А ну-ка, Илья, покрой меня крышечкой дубовой: полежу я в гробу, покрасуюсь.Покрыл Илья крышкой гробовой своего старшего брата названного. Полежал Святогор и просит:— Трудно мне дышать в гробу. Открой, Илья, крышку.А Илье и не открыть никак.— Разбей крышку мечом, — Святогор говорит.
Послушался Илья, стал крышку мечом рубить. Да что ни удар —поперёк гроба железный обруч вскакивает. Бьёт Илья вдоль и поперёк — вдоль и поперёк гроба железные обручи ложатся. Понял Святогор, что не выйти ему больше на свет. Говорит:— Видно, тут мне и кончинушка пришла. Наклонись ко мне, Илья, дохну я на тебя, —у тебя силушки и прибавится.— Силушки у меня своей довольно, —Илья отвечает, —коли мне ещё прибавить — земля меня носить не сможет.И распростились тут братья названные. Остался Святогор в богатырском гробу лежать. А Илья Муромец поехал на святую Русь —рассказать в городе Киеве, какое чудо на горе Елеонской совершилось.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Литература
-
АлексаLove0626.04.2021 00:57
-
mariiiiii22219.11.2022 14:38
-
Максим789110.09.2022 06:05
-
Владислав1535127.06.2022 22:03
-
Alinatomil6315.08.2022 23:05
-
Lena341121.06.2021 10:26
-
vanyushkachushka7925.01.2020 06:19
-
KekalolQ03.02.2021 07:58
-
Kairas03.09.2022 05:46
-
didocfofiffi05.09.2021 18:47
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.