Ответы на вопрос:
Следующий цивилизационный цикл в развитии отечественной культуры связан с формированием национального самосознания в эпоху московского царства (xvi—xvii вв.) монголо-татарское нашествие 1237-1241 гг. и вторжение рыцарей на северо-западе древней руси поставили страну на край гибели. монголо-татарское иго задержало развитие руси: на ее земле были разрушены города, села, частично утрачена ремесленная культура, резко сократилась численность населения. лишь со второй половины xiv в. начинается подъем культуры, обусловленный первой крупной победой над иноземными завоевателями в куликовской битве (1380 это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. эта победа восстановила славу и могущество земли. в это время определяется ведущая роль москвы, которая возглавляет борьбу за объединение земель. московские князья, преодолевая феодальную раздробленность руси, возглавили борьбу против золотой орды и к концу xv в. завершили процесс создания единого и независимого государства. становление московской руси определялось во многом ее сложной и противоречивой связью с золотой ордой. социально-политическая система, формировавшаяся в молодом государстве, несла на себе черты сильного восточного влияния, особенно с середины xiv в., когда орда приняла ислам. после падения константинополя в 1451 г. православная церковь обретает самостоятельность и отдаляется от западного христианского мира. русь осознает себя единственной защитницей христианства. она возлагает на себя миссию спасения православия, осознает себя «святой русью», а свою столицу москву — «третьим римом». если на западе общество в этот период постепенно освобождается от влияния церкви, то в москве, наоборот, происходит усиление воздействия церкви на жизнь государства и повседневную жизнь людей. церковник иосиф развил теорию теократического абсолютизма, что укрепило авторитет светской власти и усилило позиции церкви. еретики (которые требовали дешевой церкви, отрицали богословские догматы о троичности бога, отрицали монашество и церковное землевладение, боролись за свободомыслие в и науке) были осуждены в 1490 г. церковным собором и в xv в. были канонические требования. именно с xvi в. начинается культуры народа в собственном смысле слова, так как в это время сформировались специфические черты национального самосознания: соединение духовности, выраженной в православии со стремлением к свободе; коллективизм и слабовыраженное личностное сознание; к ценностям православия; приоритет государственных начал, интересов державы; держава — это главное национальное достояние и ее интересы выше личных интересов. достижения культуры 14-17 веков мастера построили ряд крупнейших крепостных сооружений: в 1367 г. был построен белокаменный московский кремль, но в конце xv в. кремль дмитрия донского обветшал и был построен московский кремль из кирпича, псковский и новгородские кремли начала xv в., каменные кремли в казани, астрахани, смоленске в xvi в. успенский собор (xv благовещенский собор (домовая церковь великих князей, построен в 1489 архангельский собор (усыпальница московских князей, построен в 1508 гранатовитая палата (тронный зал для приема послов, построен в 1491 г.) создавали неповторимый облик московского кремля. зодчество xv-xvi в. отразило возросший международный авторитет руси живым воплощением идей эпохи образования национального государства. наивысшим достижением архитектуры xvi в. стало строительство храма шатрового типа. достижением строительной техники явилось возведение в 1532 г. шатровой церкви вознесения в коломенском, в 1560 г. храма василия , ансамбля покровского собора, состоящего из 9 храмов. с xiv в. и особенно в конце xv в. получила развитие артиллерия, были изобретены пушки, заряжавшиеся не с дула, а с «казенной части». на западе этот вид орудий был изобретен значительно позже. гигантская «царь-пушка» была установлена в xv в. в московском кремле. патриотический подъем после куликовской битвы повысил интерес к блестящему прошлому руси, к ее культуре. обобщающие летописные произведения — лицевой летописный свод — своеобразная всемирная от сотворения мира до середины xvi в. в xvi в. начинает преодолеваться разрыв между фольклором и письменностью (впервые печатать книги на руси стали в 1553 г., но анонимно, а потом, с 1563 г. иван федоров при иване грозном открыл типографию на средства царской казны, первая печатная книга «апостол» (1564 первый букварь (1574 до конца xvi в. было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания). свод житейских правил был представлен в «домострое», который защищал патриархальный уклад в семье и деспотическую власть главы семьи.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: История
-
khalitovroman18.08.2020 23:17
-
mila52578424.02.2021 06:31
-
диана226325.06.2022 07:56
-
porotnikova0314.01.2023 18:38
-
Полина111116484485814.05.2021 03:25
-
arsenal210814.11.2021 00:08
-
Виктория1000000001.03.2021 00:57
-
loginov55510.01.2022 16:26
-
angel15030129.11.2022 08:30
-
lalka2002226.03.2022 22:38
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.