Ответы на вопрос:
Все говорят: нет правды на земле. но правды нет — и выше. для меня так это ясно, как простая гамма. родился я с любовию к искусству; ребенком будучи, когда высоко звучал орган в старинной церкви нашей, я слушал и заслушивался — слезы невольные и сладкие текли. отверг я рано праздные забавы; науки, чуждые музыке, были постылы мне; и надменно от них отрекся я и предался одной музыке. труден первый шаг и скучен первый путь. преодолел я ранние невзгоды. ремесло поставил я подножием искусству; я сделался ремесленник: перстам придал послушную, сухую беглость и верность уху. звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. поверил я гармонию. тогда уже дерзнул, в науке искушенный, предаться неге творческой мечты. 323 я стал творить; но в тишине, но в тайне, не смея помышлять еще о славе. нередко, просидев в безмолвной келье два, три дня, позабыв и сон и пищу, вкусив восторг и слезы вдохновенья, я жег мой труд и холодно смотрел, как мысль моя и звуки, мной рожденны, пылая, с легким дымом исчезали. что говорю? когда великий глюк явился и открыл нам новы тайны (глубокие, пленительные тайны), не бросил ли я все, что прежде знал, что так любил, чему так жарко верил, и не пошел ли бодро вслед за ним безропотно, как тот, кто заблуждался и встречным послан в сторону иную? усильным, напряженным постоянством я наконец в искусстве безграничном достигнул степени высокой. слава мне улыбнулась; я в сердцах людей нашел созвучия своим созданьям. я счастлив был: я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой; также и успехами друзей, товарищей моих в искусстве дивном. нет! никогда я зависти не знал, о, никогда! — нижѐ, когда пиччини пленить умел слух диких парижан, нижѐ, когда услышал в первый раз я ифигении начальны звуки. кто скажет, чтоб сальери гордый был когда-нибудь завистником презренным, змеей, людьми растоптанною, вживе песок и пыль грызущею бессильно? а ныне — сам скажу — я ныне завистник. я завидую; глубоко, мучительно завидую. — о небо! где ж правота, когда священный дар, когда бессмертный гений — не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан — 324 а озаряет голову безумца, гуляки о моцарт, моцарт! входит моцарт. моцарт ага! увидел ты! а мне хотелось тебя нежданной шуткой угостить. сальери ты здесь! — давно ль? моцарт сейчас. я шел к тебе, нес кое-что тебе я показать; но, проходя перед трактиром, вдруг услышал нет, мой друг, сальери! смешнее отроду ты ничего не слепой скрыпач в трактире разыгрывал voi che sapete 1). чудо! не вытерпел, я скрыпача, чтоб угостить тебя его искусством. войди! входит слепой старик со скрыпкой. из моцарта нам что-нибудь! старик играет арию из дон-жуана; моцарт хохочет. сальери и ты смеяться можешь? моцарт ах, сальери! ужель и сам ты не смеешься? сальери нет. мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает мадонну рафаэля, 1) о вы, кому известно ( 325 мне не смешно, когда фигляр презренный пародией бесчестит алигьери. пошел, старик. моцарт постой же: вот тебе, пей за мое здоровье. старик уходит. ты, сальери, не в духе нынче. я приду к тебе в другое время. сальери что ты мне принес? моцарт нет — так; безделицу. намедни ночью бессонница моя меня томила, и в голову пришли мне две, три мысли. сегодня их я набросал. хотелось твое мне слышать мненье; но теперь тебе не до меня. сальери ах, моцарт, моцарт! когда же мне не до тебя? садись; я слушаю. моцарт (за фортепиано) представь кого бы? ну, хоть меня — немного ; влюбленного — не слишком, а слегка — с красоткой, или с другом — хоть с тобой, я вдруг: виденье гробовое, незапный мрак иль что-нибудь ну, слушай же. (играет.) 326 сальери ты с этим шел ко мне и мог остановиться у трактира и слушать скрыпача слепого! — боже! ты, моцарт, недостоин сам себя. моцарт что ж, хорошо? сальери какая глубина! какая смелость и какая стройность! ты, моцарт, бог, и сам того не знаешь; я знаю, я. моцарт ба! право? может но божество мое проголодалось. сальери послушай: отобедаем мы вместе в трактире золотого льва. моцарт ; я рад. но дай схожу домой сказать жене, чтобы меня она к обеду не дожидалась. (уходит.) сальери жду тебя; смотри ж. нет! не могу противиться я доле судьбе моей: я избран, чтоб его остановить — не то мы все погибли, мы все, жрецы, служители музыки, не я один с моей глухою что пользы, если моцарт будет жив и новой высоты еще достигнет? подымет ли он тем искусство? нет; 327 оно падет опять, как он исчезнет: наследника нам не оставит он. что пользы в нем? как некий херувим, он несколько занес нам песен райских, чтоб, возмутив бескрылое желанье в нас, чадах праха, после улететь! так улетай же! чем скорей, тем лучше. вот яд, последний дар моей изоры. осьмнадцать лет ношу его с собою — и часто жизнь казалась мне с тех пор несносной раной, и сидел я часто с врагом беспечным за одной трапезой,
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Музыка
-
rim289104.10.2021 17:42
-
ALEXDEMI77723.01.2020 02:25
-
fhdjfjfuf25.04.2021 10:04
-
SleepWalker566924.05.2022 16:22
-
Dermo23823.04.2020 04:56
-
tim2003np0acpp02.01.2023 18:04
-
foton22814.10.2020 11:03
-
Tolapula04.06.2021 01:25
-
polina1111133494484926.11.2020 11:27
-
Fish47401.05.2021 15:46
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.