Н. а. добролюбов в своей знаменитой статье “что такое "обломовщина"? ” писал об этом явлении как о “знамении времени”. с его точки зрения, обломов — это “живой, современный, тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”. добролюбов понимал “обломовщину” социально — как аллегорию крепостного права. что же это за явление — “обломовщина”? куда уходят ее корни и почему она так могущественна? вероятно, она разрушила судьбы многих людей, а может быть, повлияла на судьбу © a l l s o c h . r u всего народа. добролюбов понимал “обломовщину” как социальное явление, некую аллегорию крепостного права. и. а. гончаров прослеживает ее страшное влияние на примере одного человека — ильи ильича обломова. “в гороховой улице, в одном из больших лежал утром в постели, на своей квартире, илья ильич обломов”, — такими словами начинается роман и таким мы узнаем главного героя. мы видим обломова за самым его любимым и привычным занятием — лежанием на диване. но ведь когда мы знакомимся с обломовым, он находится в возрасте тридцати двух-тридцати трех лет. естественно ли это, когда молодой человек целыми днями лежит на диване и испытывает при этом “чувство мирной радости”? однако обломов ничего не хочет знать о труде. по его мнению, для этого есть другие люди, а он — барин. лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет себе вечное лето, вечное веселье, вкусную еду и покой. “кто же я? что я такое? пойдите спросите у захара, и он скажет вам: "барин! " да, я барин и делать ничего не умею! ” — говорит обломов. он презирает людей, занимающихся трудом, и гордится тем, что ни разу еще не натянул сам чулок на ноги. диван, халат и туфли становятся определенными символами его жизни. это — символы лени и апатии. у обломова нет желания служить, да и просто выходить из дома. круг его общения сузился едва ли не до одного захара. суета большого города не для него. ведь он родился и вырос в обломов-ке, где текла тихая, спокойная жизнь, “полная удовлетворенных желаний, разумных наслаждений”. такая жизнь и стала обломовским идеалом. детству илюши обломова посвящена отдельная глава романа, которая называется “сон обломова”. кода ее читаешь, становится ясно, что илью обломова “превратили в кисель” прежде всего те условия, в которых он воспитывался в детстве. обломовка и есть та почва, на которой взросла и укоренилась “обломовщина”. это типичный пример крепостного поместья, где источником существования является труд крепостных крестьян. все обитатели обломовки оторваны от внешнего мира: “интересы их были на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими”. все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей: “забота о пище была первая и главная жизненная забота в обломовке”. мать илюши с утра до вечера занималась “делом” — выбором блюд для завтраков, обедов и ужинов. впрочем, не менее важным “занятием” в обломовке считался сон: “, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти”. косность — основа жизни обломовцев. они неотступно придерживаются старых традиций и обычаев, завещанных им предками. им необходимо, чтобы все дни их жизни походили один на другой. духовный мир обломовцев беден и ограничен. их интересуют только бытовые проблемы, которые за них решают крепостные крестьяне. обломовцы никогда не вопросом: “зачем дана жизнь? ” их жизнь течет, “как покойная река”, и все дышит “первобытной ленью”. родители старались уберечь илюшу от труда как от тяжкого наказания — ведь для этого существуют “захар да еще 300 захаров”. и что же в результате? илюша обломов, который от природы был живым и любознательным мальчиком, приучился смотреть на все окружающее глазами обломовцев. из-за барского воспитания его “ищущие проявления силы обратились внутрь и никли, увядая”. воспитание это то
Начало > критика > н. а. добролюбовн. а. добролюбов.(из статьи “что такое обломовщина? ”). 1859 г.ему (гончарову) нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело. ошибетесь — пеняйте на свою близорукость, а никак не автора. он представляет вам живое изображение и ручается только за его сходство с действительностью; а там уж ваше дело определять степень достоинства изображенных предметов: он к этому совершенно равнодушен… о том, как лежит и спит добряк — ленивец обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — не бог весть какая важная . но в ней отразилась жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и надежд, но с полным сознанием истины. слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений жизни, и оно придает роману гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести. в типе обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение жизни, знамение времени…в чем заключаются главные черты обломовского характера? в совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития…ясно, что обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных умственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. рабство это так переплетается с барством обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. это нравственное рабство обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его .давно уже замечено, что все герои замечательнейших повестей и романов оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с обломовым. в самом деле — раскройте, например, “онегина”, “героя нашего времени”, “кто виноват? ”, “рудина”, или “лишнего человека”, или “гамлета щигровского уезда”, — в каждом из них вы найдете черты, почти буквально сходные с чертами обломова…гончаров, умевший понять и показать нам нашу обломовщину, не мог, однако, не заплатить дань общему заблуждению, до сих пор столь сильному в нашем обществе: он решился похоронить обломовщину, сказать ей похвальное надгробное слово. “прощай, старая обломовка, ты отжила свой век”, — говорит он устами штольца, и говорит неправду. вся россия, которая прочитала или прочтет “обломова”, не согласится с этим. нет, обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы — наши воспитатели, ее триста захаров всегда готовы к услугам…отдавая дань своему времени, г. гончаров вывел и противоядие обломову — штольца. но по поводу этого лица мы должны еще раз повторить наше постоянное мнение, — что не может забегать слишком далеко вперед жизни. штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества…ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь художник вызвать из теперешней жизни. оттого она, необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли, поражает нас до того, что мы готовы усомниться в ее даже поэтической правде и сказать: “таких девушек не бывает”. но, следя за нею во все продолжение романа, мы находим, что она постоянно верна себе и своему развитию, что она представляет не сентенцию автора, а живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали. в ней-то более, нежели в штольце, можно увидеть намек на новую жизнь; от нее можно ожидать слово, которое сожжет и развеет обломовщину…