Ответы на вопрос:
Крестьяне в xvi векесо второй половины xv в. в жизни крестьянства происходили важные перемены. феодалы увеличивали барщину и оброк, чтобы получить больше доходов, и старались укрепить свою власть над крестьянами.прежде крестьяне могли уходить от своих господ в течение всего года. изданные в 1497 и 1550 гг. новые судебники (сборники законов) ограничивали это право крестьян на всей территории государства.теперь крестьянин мог уйти от своего господина, только окончив полевые работы — в течение недели до юрьева дня, 26 ноября (по старому стилю), и недели после него.при этом он должен был еще получить от господина «отказ» — разрешение на выход, предварительно рассчитавшись с ним и выплатив «пожилое» — особую плату за пользование жильем и другими постройками. после введения юрьева дня крестьянам стало намного труднее переходить от одного господина к другому, они оказались в большей зависимости от феодалов.особенно усилился процесс закрепощения во второй половине xvi в. в это время быстро росла барская запашка, и для обработки ее землевладельцам нужно было все больше рабочих рук. теперь феодалы намеревались лишить крестьян права перехода даже в юрьев день, т. е. окончательно закрепостить, чтобы произвольно распоряжаться их трудом, имуществом, подвергать суровым наказаниям и даже продавать.в xvi в. крестьяне подразделялись на частновладельческих, живших на земле феодалов — бояр и дворян, черносошных, живших на государственных землях, и монастырских. монастыри владели обширными землями, на которых трудились тысячи крепостных крестьян. о хозяйстве одного из этих монастырей — иосифо-волоколамского — сохранилось довольно много документов.он был основан в 1479 г. близ волоколамска (к северо-западу от москвы). едва возникнув, этот монастырь начал расширять свои владения и вскоре превратился в большое феодальное хозяйство. окруженный каменными стенами с грозными башнями, монастырь представлял собой укрепленный замок, господствовавший над окружающими селами.в вотчинах иосифо-волоколамского монастыря, расположенных в пяти центральных уездах государства, монастырская пашня обрабатывалась руками крепостных. крестьяне молотили хлеб, возили его в монастырские кладовые и на рынок, ловили рыбу для монахов, косили сено для монастырского скота. кроме того, они платили денежный оброк, т. е вносили ежегодно определенную сумму денег и доставляли для монастырского стола яйца, сыр, мясо, масло и т. п.руководили монастырским хозяйством монахи. во главе их стоял келарь — заведующий хозяйством. в каждом селе были его (приказчики), которые учитывали, сколько хлеба высевалось и убиралось, как он расходовался, в каком количестве поступали доходы от крестьян. они собирали подати и чинили суд и расправу над крестьянами по своему усмотрению: сажали непокорных в тюрьму, заковывали в цепи, накладывали на них тяжелые штрафы (пени).каждую осень приказчики получали из монастырской казны деньги для «отказа» крестьян в юрьев день. в монастырской расходной книге 22 ноября 1579 г. записано, что в этот день из монастырской казны было «дано старцу данилу на крестьянские выходы 2 рубля 15 алтын 2 деньги». подобных записей много.во время крестьянских «отказов» происходили острые столкновения между крестьянами и феодалами, последние под разными предлогами не хотели отпускать от себя крестьян. феодалы старались переманить крестьян друг у друга.богатый иосифо-волоколамский монастырь был опасным соперником для светских феодалов — дворян-помещиков. монастырские старцы давали крестьянам деньги для оплаты «пожилого» старым хозяевам и, пообещав различные льготы, свозили их с прежних мест и переселяли в монастырскую вотчину. впоследствии крестьянам было трудно, а для многих и совсем невозможно возвратить долг и покинуть монастырь.поэтому большинство из них, попадая в долговую , навсегда оставались монастырскими, несмотря на тяжелые работы и оброки.долгое время стараются выяснить, каким образом было отнято у крестьян право выхода в юрьев день. ведь большинство документов и законов конца xvi в. до нас не дошло: одни были уничтожены иноземными интервентами в начале xvii в., другие погибли при большом московском 1626 г. неутомимые исследователи ищут в архивах документы, содержащие хотя бы ссылки на законы о крестьянах.в 1909 г. удалось обнаружить семь грамот — документов о новгородских поместьях 80-х годов xvi в. в грамотах указывалось, что из поместий некоторые крестьяне ушли в «заповедные годы», они должны быть разысканы и возвращены их прежним помещикам. отсюда сделали заключение, что в 80-х годах правительством ивана iv были введены «заповедные годы» (от слова «заповедь» — запрещение), когда крестьянам и в юрьев день запрещалось переходить от одного господина к другому. много сделал для изучения крестьянства советский акад. б. д. греков, написавший большое исследование «крестьяне на руси с древнейших времен до середины xvii в.».
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: История
-
Makson3D17.07.2020 05:34
-
Златаник201728.06.2022 06:05
-
Помощниица130.05.2023 17:03
-
vaflya200702.08.2020 07:28
-
gulchik1979g08.11.2020 06:51
-
ksyutitova2017p0bhz416.03.2022 12:09
-
taschurkova21.11.2022 00:12
-
8928666666611.01.2023 09:12
-
Evgenn4ik10.01.2021 04:56
-
ksenijasadovsa1309.10.2021 19:36
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.