10. римляне любили повторять: «господин имеет над рабом право жизни и право смерти». как вы объясните смысл этого высказывания? 11. современник императора траяна писал: «рим покорил мир не только мечом – он победил его своей культурой». как вы понимаете это выражение? ! 30б
257
396
Ответы на вопрос:
10. раб считался собственностью, вещью господина; личность его не играла никакой роли ни в государстве, ни в обществе, ни в семье. все, что он приобретал, считалось собственностью хозяина. господину принадлежала также власть разрешать и запрещать браки. греческие писатели оставили нам описания жестокого обращения с рабами. так, в одной комедии аристофана мы читаем: «несчастный бедняк, что с твоей кожей? не напала ли на твою поясницу и не изборонила ли тебе спину целая армия дикобразов? » в «осах» один раб восклицает: «о, черепаха! как я завидую чешуе, защищающей твою спину! » в «лягушках» есть такое выражение: «когда наши господа живо чем-либо интересуются, на нас сыплются удары». наказание голодом было самое обыденное. в случае более тяжкой вины их ожидала тюрьма, бич, розги, виселица, колесование. участь рабов, занимавшихся в мастерских, была ещё хуже. рабов-земледельцев заковывали в цепи, которых не снимали и на время работ. оковы на ногах, кольца на руках, железный ошейник, клеймо на лбу — все это не было редкостью. сицилийские рабовладельцы своей бессмысленной жестокостью превзошли всех других. заботы господина о рабах ограничивались самым необходимым: мука, винные ягоды, в иных местах палые и пересоленные маслины — вот пища рабов. одежда их состояла из куска полотна, превращённого в пояс, короткого плаща, шерстяной туники, колпака из собачьей кожи и грубой обуви. сицилийские рабовладельцы, не желая кормить своих рабов, разрешали им снискивать себе пропитание воровством и разбойничеством, которое достигло здесь громадных размеров в афинах отношение к рабам было гуманнее и жизнь их более сносной, чем в других государствах. ксенофонт говорит о чрезвычайной «дерзости» афинских рабов: они не уступали дороги гражданам, и их нельзя было бить из боязни ударить вместо раба гражданина, так как последний здесь внешне не отличался от первого. в афинах существовал даже известный ритуал для введения раба в семью. обычай разрешал ему иметь собственность (то, что в риме носило название peculium); благоразумные хозяева ради собственной выгоды лишь за редкими исключениями нарушали этот обычай. тот же обычай признавал брак раба законным. в определённые дни рабы освобождались от своих обязанностей: в афинах таким временем был праздник anthesterii, посвященный вакху, когда господа даже служили своим рабам. раб, бежавший в алтарь или даже просто прикоснувшийся к таким священным предметам, как лавровый венок аполлона, считался неприкосновенным, но господа заставляли иногда его выйти из храма голодом или огнём. в соответствии с обычаем и закон афинский покровительствовал рабу: виновный в оскорблении или убиении чужого раба предавался суду и платил штраф; своего раба господин мог наказывать по собственному усмотрению, но не имел права убить; если раб убивал господина, он подвергался обыкновенному суду; раб, недовольный своим господином, мог требовать, чтобы его продали другому. некоторые из этих облегчений в отдельности существовали и в других греческих городах (peculium, брак, праздники — в спарте, аркадии, фессалии и т. но в афинах они существовали все вместе. этому здесь не происходило восстаний рабов. в других городах рабы нередко восставали. нимфодор повествует о победоносном восстании рабов на острове хиос, под предводительством драмака. и отдельные лица, и целые государства заключали между собой договоры относительно выдачи беглых рабов. с согласия господина раб мог откупиться на волю. можно было освободить раба и по завещанию. когда освобождение совершалось при жизни господина, о нём объявлялось в судах, в театре и других общественных местах; в других случаях имя раба заносилось в списки граждан; иногда свобода давалась путём фиктивной продажи какому-нибудь божеству. вольноотпущенные (греч.άπελεύθεροι) не становились, однако, вполне независимыми от своих прежних владельцев и должны были по отношению к ним исполнять некоторые обязанности; в случае неисполнения ими этих обязательств они вновь могли быть обращены в рабство. после смерти вольноотпущенника его имущество поступало в распоряжение прежнего господина. раб мог получить свободу и от государства, за исполнение военной службы или за особо важные заслуги, например за донос о государственном преступлении.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: История
-
Alyona448808.01.2023 01:41
-
рамзан01019127189403.12.2022 17:40
-
kotelnikovaLA20.07.2022 10:58
-
Proyd104.12.2020 19:02
-
sofika12108.09.2022 12:08
-
arhipflina05.05.2023 09:27
-
Temok0414.09.2022 17:49
-
erenyeger239806.01.2022 21:10
-
metelyovavickt25.05.2023 03:19
-
roman81rudi12.06.2022 18:28
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.