Рассказ со словами полис собрание граждан аристократия олигархия тирания демократия
145
396
Ответы на вопрос:
В западной цивилизации громадную роль сыграл пример древнегреческих городов-государств, особенно - древних афин, где реформаторы солон (избран архонтом в 594 году до нашей эры) и клисфен (509-507 годы до нашей эры) ввели в обиход и законодательство новое понятие: гражданин полиса — свободный человек, которого нельзя обратить в рабство за неуплату долгов. все граждане равны перед законом и наделены равными гражданскими правами, а также обязанностями, за неисполнение которых полагается кара. часть магистратов (государственных должностей) избираются народным собранием (голосование было открытым). прочие назначаются жеребьёвкой, дабы большинство не во всём диктовало свою волю меньшинству.землю отдавали в собственность желающим её обрабатывать, но наделами, не превышающими возможности одной большой семьи. их не разрешали дробить. периодически на народном собрании устраивали «суд черепков» («остраконов»). в большие сосуды граждане бросали черепки с именем человека, подозреваемого во властолюбии (потенциального тирана). древние греки прекрасно знали: тирана куда легче посадить себе на шею, чем оттуда скинуть. поэтому ярких и настырных политических деятелей попросту изгоняли из афин на несколько лет — подвергали остракизму, порой незаслуженно. в спарте приблизительно тогда же общественную жизнь реформировал ликург. спартанские обычаи и законы после его реформ широко известны: уравниловка в жизни и быту (даже питались вместе, одинаково) и полное подчинение интересов личности интересам государства. человек — ничто, государство — всё! вся земля разделена на девять тысяч неделимых участков-клеров. на каждом одна семья спартиатов живёт за счёт труда илотов — государственных рабов. долг спартиата — непрерывное участие в войнах и военно-спортивных , а также государственных делах. правят номинальные цари (их двое) и совет архонтов (старейшин).спарта периода расцвета представляла собой военный лагерь кучки рабовладельцев, постоянно живущих в условиях жестокой казарменной дисциплины и, тому, с превосходящими их по численноси и постоянно замышляющими бунт илотами — местным покорённым, иноязычным населением. торговля, ремесло и искусство считались в спарте занятиями, недостойными гражданина. это презрение к производительному труду было свойственно в дальнейшем и римским патрициям. вынесла приговор: спартанское общество постепенно расслоилось (подобно нашему социалистическому) и сгнило на корню. ликурговы законы исчезли вместе с ним. а вот законы солона, в особенности та их часть, которая касается гражданства, вновь и вновь возрождались в разные века в более или менее преображённом виде. они явно повлияли на государственное устройство республиканского рима, законодательство средневековых городов-республик, голландских генеральных штатов, швейцарских кантонов и, далее, на все демократические конституции хviii-xix веков, начиная с американской разные варианты государственного устройства в античном обществе обстоятельно рассмотрел платон в своем труде «государство». уже он, свидетель разгрома афин антидемократической спартой с ее союзниками, не -то жаловал демократию, в особенности её разгул, но всё же ещё худшего мнения был о тирании. наилучшим вариантом он считал стабильное рабовладельческое государство, потомственной аристократией и магистратами, выдвигаемыми через многоступенчатые выборы.аристотелю, наставнику александра македонского, довелось жить в чуть более позднюю эпоху заката греческой демократии. поэтому он хорошо рассмотрел именно её слабые стороны. она виделась ему переходным тупиковым этапом . идеалом же представлялся мощный просвещённый монарх. как никак, законы престолонаследия, если они скрупулезно (что бывает не часто), избавляют общество от революционных потрясений и гражданских войн.в те далёкие времена демократическое общество, действительно, не могло быть стабильным в большом рабовладельческом государстве с его профессиональной армией. это ясно видно на примере республиканского рима с его насквозь пронизанными коррупцией представительными органами и вечными гражданскими смутами.в.р. дольник подчеркивает, что демократия — форма общественных отношений, абсолютно немыслимая (в отличие от тирании и олигархии) у каких-либо существ, не членораздельной речью. мало того, это, в отличие от прочих типов государственных структур, есть нечто порожденное отнюдь не стихией самоорганизации, а человеческим интеллектом, подобно гончарному кругу, ветряку или паровой машине.выходит, в данном отношении демократия сродни марксистско-ленинской модели социализма. однако, с одним принципиальным отличием. изобретение солона, его предшественников и продолжателей, не в пример социалистической утопии, выдержало испытание временем.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: История
-
Александраlove121.12.2020 03:34
-
Привет1496312.01.2021 12:21
-
KarinaCorso30.06.2021 10:07
-
adilymnuk05.09.2022 04:08
-
танюша10815.11.2021 10:50
-
dlenchuk27.11.2020 08:23
-
svetlanaGB29.05.2023 17:37
-
abroe10.07.2021 22:06
-
bushukova16bk05.10.2022 07:00
-
mrhack711ozvry415.02.2022 11:59
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.