Стихотворение «я помню чудное мгновенье»: восприятие, истолкование, оценка александр сергеевич пушкин — спутник многих поколений вот уже два столетия. к его имени слух привык с детства. о нем говорят — “мой пушкин”. в этом признак особо доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту. в пушкин первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. он трепетал “перед мощной властью красоты”, испытывая неизъяснимое душевное волнение. поэт “внушил не одну страсть на веку своем”. но и сам через всю жизнь пронес чистые и нежные чувства к тем, кто дарил ему светлую радость вдохновения. любовь в поэзии пушкина — это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. вот строки из замечательного стихотворения, которое он посвятил анне петровне керн: я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты. такими прекрасными словами о могучей и благотворной силе любви начинается одно из самых чудесных посланий и мировой поэзии. стихи “поют” и “смеются”. они уже вышли из рамок своего времени и стали заветным достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную любовь. это, несомненно, одна из вершин пушкинской лирики. стихотворение “я помню чудное ” было написано в 1825 году. оно поражает удивительной стройностью. это произведение разделено на три совершенно равные части (по две строфы), и каждая пронизана особым, ей только свойственным тоном. первая открывается словами “я помню чудное мгновенье” и посвящена воспоминанию того, что было. очевидно, в воображении пушкина возник петербургский вечер у олениных, первая встреча, “милые черты”, “голос нежный”. в этой строчке смысловое ударение падает не на глагол “помню”, а на слово “чудное”, которое поэт, как правило, употребляет не в современном значении (“прекрасное” или “замечательное”), а в самом что ни на есть прямом — в том, в каком оно связано с чудом, с волшебством. в пушкинском стихотворении редко, но все же встречаются различные тропы, которые нам увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять смысл (метафора “гений чистой красоты”, эпитеты: “чудное”, “мимолетное виденье”). пушкин в этом стихотворении невероятно в передаче смыслового оттенка слова: передо мной явилась не “возникла”, не “очутилась”, а именно “явилась”, не оставляя сомнения в том, что речь идет о явлении героини поэту, пусть и кратковременном: как мимолетное но по длительности вполне достаточное, чтобы сполна его оценить, чтобы запечатлеть его таким, каким оно пронзило и поразило душу: как гений чистой выяснилось, что “гений чистой красоты” заимствован поэтом из стихотворения жуковского “я музу юную ”, где так названо божество. наступили тяжелые годы изгнания. поэт говорит об этом времени: в глуши, во мраке тянулись тихо дни мои без божества, без вдохновенья. без слез, без жизни, без любви. слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни. поэт вспоминает тяжелые годы, 1823 — 1824, когда его постигло разочарование в жизни. это подавленное состояние продолжалось недолго. и к новой встрече пушкин приходит с ощущением полноты жизни. вдруг (это уже третья часть) “душе настало пробужденье” и ее охватил порыв прежних, чистых и свежих чувств. собственно, ради этого и написано стихотворение: пробудившейся душе снова явилась та, кто олицетворяет собой “гений чистой красоты”, воскрешает для человека “и божество, и вдохновенье”. пробужденье — виденье — упоенье — вдохновенье — эти слова характеризуют состояние человеческой души, соприкоснувшейся с великой ценностью, с “гением чистой красоты”. последние два стиха повторяют начало стихотворения. они знаменуют возврат к юности. пробужденье души открыло пушкину возможность упоения творчеством, вдохновение, а вместе с тем упоенье жизнью. пробужденная душа раскрылась и для творчества и для слез. и для любви. основная мысль стихотворения — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда — передается пушкиным с постепенным и возрастающим движением. сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, взлет радости и восторга. это прекрасно отразил в музыке михаил иванович глинка, написавший на пушкинские слова один из самых замечательных своих романсов. если вслушаться в его звучание, мы ясно различим все этапы, по которым шла мысль пушкина. помимо музыки глинки сами стихи сразу же захватывают своим звучанием. сначала мягко и тихо, а потом все быстрее и быстрее идет их нарастающая мелодия, разрешаясь стремительным, торжествующим аккордом. что же придает стихотворению особую музыкальность?
5 причин
1) Толерантность \ жестокость.
Местные крестьяне считают Олесю и ее бабку Мануйлиху колдуньями, поэтому жители деревни готовы обвинить их во всех своих бедах. Однажды людская ненависть заставила их уйти с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое.
2) Одиночество Олесю и ее бабку Мануйлиху местные жители не принимают в свои ряды, считая их колдуньями. Из-за этого бедные женщины вынуждены жить в избушке, которая находится в лесу, подальше от деревни и ее жителей.
3)Трагическая любовь. Иван Тимофеевич, нерешительный и осторожный, не может пойти против правил своей среды. Он не умеет заботиться о других. Однажды он ставит Олесю перед выбором между собой и ее бабушкой. то приводит к необходимости девушки и ее родственницы покинуть деревню, ибо им грозит опасность со стороны местных жителей.
4) Влияния красоты природы на человека. Олеся выросла в гармонии с природой. Благодаря этому в ней развиты различные таланты, например, врачевание. Она обладает не только физической, но и духовной красотой. Жизнь в уединении с природой наделила девушку любознательностью. Город и цивилизация являются воплощением человеческих пороков для Олеси.
5)Образование. Полесовщик Ярмола хорош в ведении хозяйства, но грамоте не обучен. По его словам, грамотных людей в деревне нет. Ярмола просит Ивана Тимофеевича обучить его письму, чтобы уметь расписаться за всю деревню в случае необходимости.
Объяснение: