Ответы на вопрос:
середина xvii-го века в россии ознаменована церковной реформой, имевшей далеко идущие последствия как для церкви, так и для всего российского государства. принято связывать изменения в церковной жизни того времени с деятельностью патриарха никона. в различных вариантах эту точку зрения можно встретить как у дореволюционных, так и у современных авторов. «при нем (никоне) и при его главном участии действительно началось вполне верное и надежное по своим основам исправление наших церковных книг и обрядов, какого прежде у нас почти не бывало…»[1] – пишет церковный xix века митрополит макарий. следует обратить внимание, как аккуратно высказывается митрополит об участии патриарха никона в реформе: исправление началось «при нем и при его главном участии». несколько иной взгляд мы находим у большинства исследователей раскола, где исправление «богослужебных книг и церковных обрядов»[2] или «церковно-богослужебных книг и обрядов»[3] уже накрепко соединяется с именем никона. некоторые авторы допускают даже более категоричные суждения, когда , что никоновым тщанием «была положена граница сеянию плевел»[4] в печатные книги. не касаясь пока личностей, занимавшихся «сеянием плевел», отметим распространенность убеждения, что при патриархе иосифе «преимущественно внесены были в богослужебные и учительные книги те мнения, которые сделались потом догмами в расколе»[5], а новый патриарх «дал правильную постановку этому вопросу»[6]. таким образом, фразы «церковные новшества патриарха никона»[7] или «его церковные исправления»[8] на долгие годы становятся общепринятым штампом и кочуют из одной книги в другую с завидным упорством. открываем словарь книжников и книжности древней руси и читаем: «с весны 1653 г. никон, при поддержке царя, начал проведение в жизнь задуманных им церковных реформ…»[9] автор статьи не одинок в своих суждениях, насколько можно судить об этом по их статьям и книгам, такого же мнения придерживаются: шашков а.т.[10], урушев д.а.[11], бацер м.и.[12] и др. даже написанное такими известными учеными, как н.в. понырко и е.м. юхименко, предисловие нового научного издания известного первоисточника – « об отцах и страдальцах соловецких» семена денисова – не обошлось без перифраза вышеупомянутого высказывания, причем, в первом предложении[13]. несмотря на полярность мнений в оценке деятельности никона, где одни пишут о «непродуманных и неумело осуществленных реформах, проведенных патриархом»[14], а другие видят в нем создателя «просвещенной православной культуры», которой он «учится у православного востока»[15], патриарх никон остается ключевой фигурой реформы.
в церковных изданиях советского периода и нашего времени, как правило, мы встречаем те же мнения в своем дореволюционном или современном вариантах[16]. это не удивительно, ведь после разгрома церкви в начале xx века по многим вопросам до сих пор приходится обращаться к представителям светской научной школы[17] или прибегать к наследию царской россии. некритический подход к этому наследию иногда порождает книги, содержащие в себе сведения, которые еще в xix веке были опровергнуты и являются ошибочными[18]. в последние годы был выпущен ряд юбилейных изданий, работа над которыми либо носила совместный церковно-светский характер, либо представители церковной науки приглашались для рецензирования, что само по себе представляется отрадным явлением нашей жизни. к сожалению, эти исследования нередко содержат крайние взгляды и тенденциозностью. так, например, в объемистом фолианте трудов патриарха никона обращает на себя внимание панегирик первоиерарху, согласно которому никон «вывел московскую русь из позиции изоляционизма среди православных церквей и обрядовой реформой приблизил ее к другим поместным церквам, напомнил о единстве церкви при поместном разделении, подготовил каноническое объединение великороссии и малороссии, оживил жизнь церкви, сделав доступным народу творения ее отцов и объяснив ее чины, трудился над изменением нравов духовенства…» [19] и т. д. почти то же самое можно прочесть в обращении архиепископа нижегородского и арзамасского георгия, напечатанном в региональном издании, посвященном 355-летию со дня восшествия никона на первосвятительский престол[20]. встречаются и более шокирующие заявления: «выражаясь современным языком, тогдашние “демократы” мечтали об “интеграции россии в мировое сообщество”, – пишет н.а. колотий, – а великий никон последовательно проводил в жизнь идею “москва – третий рим”. это было время, когда дух святый оставил “второй рим” – константинополь и освятил москву»[21], – завершает свою мысль автор. не вдаваясь в богословские рассуждения по поводу времени освящения москвы святым духом, считаем нужным заметить, что а.в. карташев излагает совершенно противоположную точку зрения – в деле реформы: «никон нетактично слепо погнал корабль церковный против скалы iii рима»[22].↑↑↑↑↑↑↑↑↑↑↑↑↑↑↑↑
улица менделеева появилась и была названа в честь великого ученного д.и.менделеева в 1937 году.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: История
-
tikatS6628.01.2020 19:49
-
natacha1813.09.2022 04:28
-
SofiShidlFox23.11.2021 23:32
-
Nikita2005310305.01.2023 20:17
-
makssaulin24.07.2020 10:06
-
ник504008.04.2021 02:24
-
Gubaeva508.03.2021 18:18
-
Luka201505.05.2023 10:20
-
Matthew456710.02.2023 23:17
-
DARO10028.06.2020 19:34
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.