Преступление и наказание печерина в рассаказе лермонтова "герой нашего времени"
220
224
Ответы на вопрос:
роман лермонтова “герой нашего времени” был создан в 30-е годы xix века и, как написал об этом произведении белинский, стал “грустной думой” о современном поколении. в этом романе автор рассмотрел множество философских и нравственных проблем, которые занимали лермонтова в его время и продолжают занимать нас в наш непростой век. носителем взглядов поэта является его герой — печорин. первая глава романа “бэла” строится в строгом соответствии с канонами романтизма. это значит, что главный герой противопоставлен окружающему миру. он , непонятен остальным персонажам. он ищет неземной любви. недостижимая для серой массы обывателей глубина и трагичность мироощущения героя ему право преступать обычные человеческие правила поведения. этот романтический постулат о различных нравственных нормах для героя и для обывателя стал одним из главных вопросов xix века. общественное сознание связывало эту проблему с именем наполеона — человека, обязанного своим головокружительным взлетом только самому себе, проповедовавшего странный для того времени мировоззренческий принцип: “для достижения цели все средства хороши”. лермонтова всегда волновал образ наполеона. в юности поэт преклонялся перед ним, воспевал его жизнь и оплакивал одинокую гибель. со временем лермонтов пришел к переоценке нравственных ценностей. в “герое нашего времени” он ни разу не упоминает имени своего давнего кумира, но то, что мы называем наполеоновской темой, стало одной из центральных нравственно-философских проблем романа. в известной мере “бэла” строится так, что читатель подготовлен к появлению романтического героя, нарушающего все условности, и ждет от печорина именно бунта. печорин находится в центре повествования. он — объект читательского интереса. и не только читательского. например, максим максимыч не может без слез вспомнить о несчастной участи бэлы, ведь он искренне полюбил эту девушку. однако он прощает печорину ее гибель. почему? “что прикажете делать? есть люди, с которыми непременно должно соглашаться”. другими словами, добрый, порядочный штабс-капитан судит себя и себе подобных по одним законам, а печорина — по другим, гораздо менее жестким. и его слушатель — путешествующий офицер — с ним как будто согласен, и мы — читатели — принимаем его систему двойной моральной нормы. но ведь человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. поэтому двойственность нравственной морали по самой своей сути аморальна и преступна, она — основа любого преступления. в романе “преступление и наказание” достоевский зло высмеивал попытки социалистов объяснить всё в человеке влиянием внешней среды. “у них одно объяснение, — негодовал разумихин, — среда заела. натура не берется в ”. и это справедливое обвинение достоевского. в самом деле, какая бы ни была среда, как бы сильно ни было ее дурное влияние, человек несет ответственность за свои поступки. человек отвечает за каждый свой шаг, это основа нравственности. и эта основа утрачена печориным: в этом и заключается его преступление. так, например, в “бэле” печорин ради обретения нового духовного опыта не задумываясь жертвует и князем, и азаматом, и казбичем, и самой бэлой. в “тамани” он позволил себе из любопытства вмешаться в жизнь “честных контрабандистов” и заставил их бежать, бросив дом, а заодно и слепого мальчика. в “княжне мери” печорин вмешивается в завязавшийся роман грушницкого и мери, вихрем врывается в наладившуюся жизнь веры. ему тяжко, ему пусто, ему скучно. он пишет о своей тоске и о притягательности “обладания душой” другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось его право на это обладание! размышления печорина в “фаталисте” о вере и безверии относятся не только к трагедии одиночества современного человека в мире. человек, утратив бога, утратил главное — моральные ориентиры, твердую и определенную систему нравственных ценностей. ведь идея бога — не цель и не плетка для усмирения инстинктов, это идея духовной потребности самого человека возвыситься над ними, победив их в себе. это высшая идея духовного равенства, ибо каждый человек есть образ и подобие божие, вне зависимости от того, наполеон он или, к примеру, титулярный советник. и никакие эксперименты не дадут печорину радости бытия. уверенность может дать только вера. а глубокая вера предков утрачена в век печорина. утратив веру в бога, герой утратил и веру в себя — в этом его трагедия. печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души “высохла, испарилась, умерла”. он “сделался нравственным калекой” — вот истинная трагедия и наказание печорина.
Вшестой главе поэмы "мертвые души" гоголя,изображается помещик плюшкин.он был плохо и грязно одет,и походил на старушку.и даже его дом был старым. плюшкин любил собирать ненужныеи бесполезные для него вещи.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Литература
-
Ингуш0321.12.2022 01:14
-
makarova0606.05.2023 08:18
-
faceface9609.05.2020 07:36
-
masasedal02.02.2021 15:19
-
Lukasheva192827.09.2022 18:12
-
kamilla20209.05.2020 17:19
-
AlexLLG11.01.2023 15:13
-
vhjklv14.12.2020 01:22
-
DiamondPro1105.05.2022 16:51
-
StasyaGolden08.12.2021 01:07
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.