Почему раскол называют трагедией государства? - чем закончился конфликт между светской и церковной властью (никоном и алексеем михайловичем) в xvii в.?
266
371
Ответы на вопрос:
1) древняя русь, вплоть до церковного раскола была духовно единой. все одинаково верили, принадлежали к одной духовной культуре. и цари, и бояре, и дворяне, и крестьяне — все члены средневековой руси. средневековая русь была самобытным государством. высшие и низшие классы были звенья единого национального целого. церковный раскол вызвал первую трещину. реформы петра вызвали много других трещин в национальном сознании. разница в образовании, в быте, между различными слоями общества была количественная, а не качественная, каковой она стала после петровских реформ. раскол раздробил духовное единство народа в один из самых трудных моментов его . в тот момент, когда россия вплотную столкнулась с проблемой культурной связи с европой, в народе возник религиозный раскол. раскол был роковым обстоятельством в эпоху, когда народу необходимо было учиться у запада. именно в результате раскола петровские реформы приняли такой подражательный, обезьяний характер. л. тихомиров, владимир соловьев и многие другие мыслители справедливо указывают на теснейшую взаимосвязь между расколом и характером петровских реформ. первая основа самобытности всякого народа, вера — была разорвана на две части. спор во время раскола шел ведь вовсе не о мелочах обрядности, как обычно изображали суть раскола сторонники западно-европейской культуры. “в нашем расколе, — пишет владимир соловьев в своей работе “ и будущность теократии”, — дело шло не о тех частных пунктах, которые выставлялись (впрочем совершенно искренно) спорящими сторонами, а об одном общем вопросе весьма существенного значения. чем определяется религиозная истина: решениями ли власти церковной или верностью народа древнему благочестию? вот вопрос величайшей важности, из-за которого на самом деле произошла беспримерная и доселе непримиримая распря между “никонианами” и “староверами”. раскол, по словам л. тихомирова, обнаружил, что мы “сами не знаем во что веруем, и чтя одних и тех же святых, одну и ту же апостольскую церковь — считаем друг друга погибшими, отлученными, преданными анафеме или антихристу”. в 1681 году была запрещена продажа и распространение древних книг и сочинений, оправдывающих старое православие, начались розыски и преследования старообрядцев. в 1682 году по повелению царя федора был сожжен самый видный вождь раскола аввакум. но это только усилило сопротивление. даже монахи соловецкого монастыря отказались служить по новым книгам и 10 лет отбивались от царских воевод, посланных взять соловецкий монастырь. выступление никиты пустосвята в 1682 году в защиту древних истинных обрядов было расценено уже как государственное преступление и ему была отрублена голова. при софье был издан закон, окончательно запрещающий раскол. тех, кто укрывал старообрядцев, били кнутом, “раскольников”, соблазняющих сторонников реформированного на греческий образец православия, стали казнить. государство пошло по ложному пути вслед за церковью. хранителям древнего, настоящего православия пришлось бежать в глухие леса, где они стали основывать свои скиты и уходить в изгнание в чужие земли: в лифляндию, в польшу и в крым. ложный шаг всегда вызывает следующий еще более ложный. в то самое время, как старообрядцам рубили головы, правительством было разрешено иезуитам проповедовать католичество. в 1685 году иезуиты открыли в москве школу и начали проповедовать католичество среди иностранцев и . вместе с иезуитами усилили свою деятельность и жившие в слободе протестанты разных толков. единый прежде религиозно народ стал раскалываться на куски. а этим самым подготавливалась благоприятная почва для разрушения всех устоев национальной жизни. 2)упорно проводя идею о том, что «священство выше царства», вживаясь (когда замещал алексея михайловича во время польско-литовских походов 1654–1656) в титул «великого государя», никон всячески стремился к усилению внешнего великолепия и внутренней государственно- значимости церкви как законной преемницы византийской святости. монументальным символом этого великолепия стал основанный им в 1656 воскресенский новоиерусалимский монастырь под москвой (новый иерусалим). огромные имущественные ценности, собранные никоном ради величия церкви, увеличили число его врагов. не желая делиться властью (а по сути – уступать ее патриарху), царь в итоге резко разошелся со своим былым любимцем. рассерженный никон, объявив о том, что оставляет патриаршество, в 1658 удалился в новый иерусалим; в 1664 он попытался вернуться в москву, но был отправлен обратно. собор 1667–1668, подтвердив никоновские реформы, в то же время снял с их инициатора патриарший сан, причем главным обвинителем на соборе выступил сам царь.
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: История
-
Диана1еее29.12.2021 00:21
-
xetrpb31.01.2023 18:32
-
nikadey110.10.2020 21:12
-
Милана124507.07.2022 04:44
-
ник4111122.06.2022 08:21
-
D1999d300415.07.2021 06:31
-
djnf18.07.2021 16:02
-
Монтер11126.09.2020 21:03
-
MaxZvanie01.10.2022 07:05
-
люда1234567899026.12.2021 14:55
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.