заключительным этапом средневеко-вой индии стало возвышение на ее севере в начале xvi в. новой мощной мусульманской могольской империи, которая в xvii в. сумела подчинить себе значительную часть южной ин-дии. основателем державы был тимурид бабур (1483-1530). власть моголов в индии укрепилась в годы полувекового правления акбара (1452-1605), перенесшего столицу в город агру на реке джамне, завоевавшего гуджарат и бенгалию, а вместе с ними и выход к морю. правда, моголам пришлось примириться с владычеством здесь португальцев.
в могольскую эпоху индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет ко-торых шел параллельно усилению центральной власти государства. повысилось значение главно-го финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригод-ных земель. долей государства была объявлена треть урожая. в центральных областях страны при акбаре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. в государственный земельный фонд (халиса) поступали все завоеванные территории. из него раздавались джагиры – условные военные , продолжавшие счи-таться государственной собственностью. джагирдары обычно владели несколькими десятками тысяч гектар земли и обязаны были содержать на эти доходы воинские отряды – костяк имперской армии. попытка акбара ликвидировать в 1574 г. джагирную систему окончилась неудачей. также в государстве существовала частная земельная собственность феодалов-заминдаров из числа покоренных князей, плативших дань, и небольшие частные владения суфийских шейхов и му-сульманских богословов, передававшиеся по наследству, и свободные от налогов – суюргал или мульк.
Заключительным этапом средневеко-вой индии стало возвышение на ее севере в начале xvi в. новой мощной мусульманской могольской империи, которая в xvii в. сумела подчинить себе значительную часть южной ин-дии. основателем державы был тимурид бабур (1483-1530). власть моголов в индии укрепилась в годы полувекового правления акбара (1452-1605), перенесшего столицу в город агру на реке джамне, завоевавшего гуджарат и бенгалию, а вместе с ними и выход к морю. правда, моголам пришлось примириться с владычеством здесь португальцев. в могольскую эпоху индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет ко-торых шел параллельно усилению центральной власти государства. повысилось значение главно-го финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригод-ных земель. долей государства была объявлена треть урожая. в центральных областях страны при акбаре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. в государственный земельный фонд (халиса) поступали все завоеванные территории. из него раздавались джагиры – условные военные , продолжавшие счи-таться государственной собственностью. джагирдары обычно владели несколькими десятками тысяч гектар земли и обязаны были содержать на эти доходы воинские отряды – костяк имперской армии. попытка акбара ликвидировать в 1574 г. джагирную систему окончилась неудачей. также в государстве существовала частная земельная собственность феодалов-заминдаров из числа покоренных князей, плативших дань, и небольшие частные владения суфийских шейхов и му-сульманских богословов, передававшиеся по наследству, и свободные от налогов – суюргал или мульк. высокого расцвета достигло в этот период ремесло, особенно производство тканей, ценив-шихся на всем востоке, а в районе южных морей индийский текстиль выступал своего рода все-общим эквивалентом торговли. начинается процесс сращивания высшей купеческой прослойки с господствующим классом. денежные люди могли становиться джагирдарами, а последние – вла-дельцами караван-сараев и торговых кораблей. складываются купеческие касты, играющие роль компаний. сурат, главный порт страны в xvi в., становится местом, где зарождается прослойка купцов-компрадоров (т.е. связанных с иностранцами). в xvii в. значение центра переходит к бенгалии. здесь развивается в дакке и патне производство тонких тканей, селитры и табака. судостроение продолжает расцветать в гуджарате. на юге возникает новый крупный текстильный центр мадрас. таким образом, в индии xvi-xvii вв. уже наблюдается зарождение капиталистических отношений, но социально- строй могольской империи, основанный на государственном владении землей, не способствовал быстрому их росту. в могольскую эпоху активизируются религиозные споры, на базе которых широ-кие народные движения, крупные повороты претерпевает религиозная политика государства. так, в xv в. в гуджарате в среде мусульманских городов торгово-ремесленных кругов зародилось махдистское движение. в xvi в. фанатическая правителя ортодоксальному сун-нитскому исламу обернулось бесправием для индусов и преследованием мусульман-шиитов. в xvii в. притеснение шиитов, разрушение всех индусских храмов и использование их камней для строительства мечетей аурангзебом (1618-1707) вызвало народное восстание, антимогольское движение. * * * итак, средневековая индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций. этнических культур. переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед изумленными европейцами страной сказоч-ного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. внутри нее, однако, начина-лись процессы, сходные с европейскими, присущими новому времени. формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. но для ин-дии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспо-тическое государство. с его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колони-заторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход развития страны
Главная почему так называется почему так называется почему 19 век называют золотым веком? редактор: glavvred 14152 xix век – золотой век культуры xix век стал переломным периодом для народа. отечественная война 1812 г., восстание декабристов в 1825 г., крепостное право и реформа об его отмене (1861 г.) – события, которые изменили общественное сознание и определили дальнейшее развитие культуры. героический подвиг народа не ограничивается временными рамками, имея вечную славу. а вот почему xix век так часто называют «золотым веком» в ? предпосылки золотого века отечественная война 1812 г. пробудила у народа патриотизм, гордость за отчизну и за защитников родной земли, которые сумели победить сильнейшего противника и отстоять как национальную свободу, так и свободу европейских народов. война также оказала сильное влияние на искусство: произведения xix века часто посвящены военной теме (роман «война и мир» л. н. толстого и движение декабристов – дворянства, которое выступало за освободительные идеи – вызвало сильный взлёт общественной и философской мысли.