Афана́сий ники́тин (умер, вероятно, в 1475, близ смоленска) — путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «хожение за три моря». стал первым европейцем, достигнувшим индии в xv веке (более чем за 25 лет до путешествия португальского мореплавателя васко да гамы).
афанасий никитин родился в семье крестьянина никиты (таким образом, «никитин» — отчество афанасия, а не фамилия). совершил путешествие в 1468—1474 годах (датировка л. с. семёнова[1], ранее и. и. срезневским датировалось 1466—1472 ) по персии, индии и турции; составил описание этого путешествия в книге «хожение за три моря». это было первое в описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, и культуре других стран. сам никитин называл своё путешествие грешным, и это первое в описание антипаломничества.[2]
никитин отправился в путь из твери: «пошел я от спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя михаила борисовича тверского, от владыки геннадия тверского и от бориса захарьича[3].»
в нижнем новгороде афанасий две недели ждал хасан-бека, посла ширваншаха и продолжил путешествие с ним. ограбленный астраханскими татарами в устье волги, никитин и другие купцы сопровождавшие посла не могли возвратиться, их назад, вверх по реке, не пропустили. и они отправились на 2 судах в дербент. во время бури, меньшее судно разбило о берег у города тарки, и кайтаки и всех взяли в плен.
после прибытия в дербент, афанасий бил челом московскому послу подьячему василию папину и послу ширваншаха хасан-беку, чтобы они похлопотали о людях, которых кайтаки под тарками захватили. хасан-бек ездил к булат-беку просить. по просьбе булат-бека ширваншах послал к шурину своему, князю кайтаков халил-беку письмо по которому освободили пленных. потом афанасий и другие ездили к ширваншаху в ставку с просьбой профинансировать их возвращение на русь, но он не дал им ничего.
Афанасий никитин родился в семье крестьянина никиты (таким образом, «никитин» — отчество афанасия, а не фамилия). совершил путешествие в 1468—1474 годах (датировка л. с. семёнова[1], ранее и. и. срезневским датировалось 1466—1472 ) по персии, индии и турции; составил описание этого путешествия в книге «хожение за три моря». это было первое в описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, и культуре других стран. сам никитин называл своё путешествие грешным, и это первое в описание антипаломничества.[2] никитин отправился в путь из твери: «пошел я от спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя михаила борисовича тверского, от владыки геннадия тверскогои от бориса захарьича[3].» в нижнем новгороде афанасий две недели ждал хасан-бека, посла ширваншаха и продолжил путешествие с ним. ограбленный астраханскими татарами в устье волги, никитин и другие купцы сопровождавшие посла не могли возвратиться, их назад, вверх по реке, не пропустили. и они отправились на 2 судах в дербент. во время бури, меньшее судно разбило о берег у города тарки, и кайтакии всех взяли в плен. после прибытия в дербент, афанасий бил челом московскому послу подьячему василию папину и послу ширваншаха хасан-беку, чтобы они похлопотали о людях, которых кайтаки под тарками захватили. хасан-бек ездил к булат-беку просить. по просьбе булат-бека ширваншах послал к шурину своему, князю кайтаков халил-беку письмо по которому освободили пленных. потом афанасий и другие ездили к ширваншаху в ставку с просьбой профинансировать их возвращение на русь, но он не дал им ничего. затем никитин пишет: «а я пошёл в дербент, а из дербента в баку». однако он ошибся в расчёте: «налгали мне псы бусурманы, наговорили, что всякого нашего товара там много, а вышло, что нет ничего на нашу землю, все товар белый на бусурманскую землю, перец да краски — это дешево, но зато пошлины большие да на море разбойников много». обманувшись в надеждах относительно торговых выгод, никитин вдобавок подвергся и большой опасности: «в чунере хан взял у меня жеребца и, узнавши, что я не бусурманин, а , стал говорить: „и жеребца , и тысячу золотых , стань только в нашу веру магометанскую; а не станешь в нашу веру, то и жеребца возьму, и тысячу золотых на голове твоей возьму“ — и сроку дал 4 дни, в госпожинки на спасов день. но господь бог смиловался на свой честный праздник, не отнял от меня, грешного, своей милости, не повелел погибнуть в чунере с нечестивыми; накануне спасова дни приехал магмет хоросанец; я к нему с челобитьем, чтоб похлопотал обо мне, и он поехал к хану и отпросил меня, чтоб в свою веру меня не обращали, и жеребца моего у хана взял. таково господне чудо на спасов день! братья христиане! кто хочет идти в индейскую землю, тот оставь веру свою на руси, закричи: магомет! — и ступай в индостанскую землю». отсюда можно предположить, что у афанасия были влиятельные знакомые в индии и персии. в своей книге никитин описывает и красоту южной природы, и богатство землевладельцев и вельмож, пышность дворцов их, и бедность сельского населения, и нравы, и облик жителей индии: «познакомился я со многими индусами (на языке того времени —индеянами[4]), — говорит никитин, — и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах и жен своих от меня не прятали; я расспросил все об их вере, и они говорят: веруем в , а бут[5] — это и род его весь. вер в индии всех 84 веры, и все веруют в бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится». '«и тут есть индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. а мужики и жонкы все нагы, а все черны. яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…» тяжело стало никитину на чужой дальней стороне среди 84 вер: «о благоверные христиане! кто во многие земли часто плавает, тот во многие грехи впадает и веры лишается христианской. мне, рабу божию афанасию, сгрустнулось по вере: уже прошло четыре великих поста, четыре светлых воскресенья, а я, грешный, не знаю, когда светлое воскресенье, когда пост, когда рождество христово и другие праздники, ни середы, ни пятницы; книг у меня нет: когда меня пограбили, то и книги у меня взяли; я с горя пошёл в индию, потому что на русь мне было не с чем идти, не осталось товару ничего. уже прошло четыре светлых воскресенья в бусурманской земле, а христианства я не оставил: дальше бог ведает, что будет. господи, боже мой! на тя уповах, спаси мя! пути не знаю, как выйти из индостана; везде война! а жить в индостане — все истратишь, потому что у них все дорого: я один человек, а по два с половиною алтына в день издерживаю, вина и сыты[6] не пью».