Савельич — подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. на нем лежит огромная ответственность — он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. таков портрет савельича, если рассматривать этот образ поверхностна. подробное знакомство с савельичем начинается после отъезда петра гринева из дома. автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. и только верный савельич всегда , спасает, сглаживает ситуацию. показателен хотя бы случай с зуриным, когда гринев напивается и проигрывает сто рублей. савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына. но гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге. савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов . он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. ему и в голову не приходит, что может быть иначе. в некоторых случаях савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью. что же получает он в ответ? только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! более того, и с другой стороны, со стороны гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном — в том, что он не донес о дуэли! петр гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного савельича. старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина. а ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления. это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом. наконец, савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги iпугачеву с просьбой пощадить барина. он готов занять место гринева па виселице. в этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. самое страшное, что гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а савельич принимает это равнодушие как должное. когда начался народный бунт, савельич остался предан своим хозяевам, почитая пугачева «злодеем» и «разбойником». хотя, казалось бы, пугачев защищал права савельича, был его заступником. но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. пугачев и савельич — оба выходцы из народа. но насколько разнятся их характеры! это особенно ярко проявилось в сцене, когда савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру». сцена производит сильное впечатление. пугачев возвышается над толпой, играя императора. в это время выходит савельич и подает ему список. тут интересна одна деталь: крепостник савельич умеет писать, а вот пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к приближенных. этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. не унижается и савельич. напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость. он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. в данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. сцена заканчивается тем, что пугачев уходит, весь народ следует за ним. савельич остается один с реестром в руках. а ведь он только что вновь совершил подвиг. и вновь никто этого не заметил. видимо, такова судьба слуги — его высокие порывы воспринимаются как нечто должное. иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству. писатель сочувствует савельичу. раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика. в своей повести пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали — смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе савельича. у старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций. савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. уклад жизни, который сложился в доме гриневых, представляется ему единственно возможным. его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду. в этом заключается трагизм образа савельича, а если взглянуть шире трагизм всего народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна. ©
рассказ “после ” —одно из последних произведений льва николаевича толстого. он повествует о драматическом событии — наказании солдата шпицрутенами.
используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. мы видим событие глазами очевидца — ивана васильевича. он честный и благородный человек.
иван васильевич вспоминает случай из собственной жизни, когда он искренне и всей душой полюбил девушку, но не смог простить ее отцу жестокости и ханжества.
— любовь? любовь с того дня пошла на убыль.
перед нами раскрывается благородный и искренний характер. иван васильевич молод, счастлив, он стремится жить в ладу со всем миром и прежде всего с самим собой. все люди представляются ему только с хорошей стороны. и когда он видит двуличие полковника, то потрясен, раздавлен. иван васильевич впервые сталкивается с таким вероломством. только что полковник с приятной улыбкой танцевал на , был обходителен и галантен, а среди солдат, на плацу, иван васильевич видит истинное лицо этого человека: “ своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину ”
ивана васильевича обуревает стыд, как будто он сам сделал что-то неприличное. он не берется судить полковника, а лишь задает себе вопрос: “очевидно, он что-то знает, чего я не знаю? ” нравственная чистота героя, его совестливость и органическое неприятие зла делают ивана васильевича в глазах читателей исключительно порядочным, честным человеком. ему доверяешь полностью. начинаешь смотреть на мир и окружающих людей его глазами. и то, что он не стал карьеристом, мздоимцем, а остался порядочным человеком,— самое важное для толстого и читателей.
небольшой по объему рассказ л. н. толстого поднимает важную нравственную проблему. это работа великого мастера, сумевшего показать прекрасного человека, даже не подозревающего, какие сокровища таит его душа.