Капитанская дочка» положила начало роману. своими произведениями на темы пушкин внес огромный вклад в . в повестях, рассказах и романах он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни россии от глубокой древности до 1812 года. повесть «капитанская дочка» повествует о драматических событиях 1770 годов, когда недовольство крестьян и жителей окраин россии вылилось в восстание под предводительством емельяна пугачева. но повесть не ограничивается только этой темой. тема крестьянского бунта – одна из многих, поднятых в этом многоплановом и философском произведении. параллельно в повести пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. так почему же повесть называется «капитанская дочка»? пушкин не ставил перед собой цели показать действительность такой, какая она есть. писатель переосмысливает события пугачевской эпохи и представляет нам ее в другом ракурсе. автор стремиться показать личность пугачева, сыгравшего огромную роль в судьбе россии. перед нами предстает выходец из народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. емельян старается , кому возможно. по природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению к гриневу, маше, расправа же над непокорными офицерами – вынужденная мера военного времени. назови пушкин свое произведение иначе, обозначив, например, личность пугачева в названии, цензура незамедлительно отреагировала бы на повесть, как на бунтарское, революционно настроенное, и вряд ли допустила бы книгу к печати. пушкину и без того пришлось «выкинуть» из текста некоторые главы. для автора была важна не только сюжетная линия, связанная с пугачевым, но и сила любви. ей гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная маша миронова идет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное – утвердить справедливость. постепенно маша становится центральным персонажем повествования. мария миронова – простая девушка, «лет осьмнадцати», с самой обыкновенной внешностью: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». в той обстановке, в которой она росла и воспитывалась, ей неоткуда было получить ни образования, ни умственного развития. ее речь простая, наполнена народными и разговорными фразами: «я так и обмерла», «да так… он такой насмешник… он мне противен», «это меня беспокоило бы страх». героиня скромна, у нее твердые нравственные устои. несмотря на любовь к гриневу, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. «без их благословения не будет тебе счастия», - говорит она. в отношениях маши к людям нет ни тени эгоизма, расчета. любит она гринева глубоко и бескорыстно. робкая и скромная в обычной жизни, маша проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств швабрина и в спасении гринева. сама поездка девушки в петербург к императрице говорит о многом. в беде открылись ее душевные глубины, которые читатель в начале повести и предположить не мог в этой молоденькой девушке, покрасневшей чуть ли не до слез при одном лишь упоминании ее имени. в разговоре с «неизвестной » героиня признается, что гринев для нее одной «подвергался всему, что постигло его. и если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать» ее. оказавшись во дворце, «марья ивановна предчувствовала решение судьбы; сердце ее сильно билось и замирало. через несколько минут карета остановилась у дворца… мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашало ее, что она с трудом могла держаться на ногах. через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни…» марья ивановна взяла письмо «дрожащей рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала». таким образом, читатель видит уже не робкую девушку, а сильного человека, который будет до конца отстаивать свою любовь. поступок маши пушкин оценивает высоко. ее действия сравнимы с событиями той эпохи, и, возможно, поступок девушки более значим, чем поступки других героев повести. героиня смогла доказать невиновность гринева, его верность и честность. из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню. и именно поэтому повесть была названа ее именем.
предводитель восстания емельян пугачев изображен пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его xviii—xix веков, а талантливым и смелым народным вождем. природные ум, сметка, энергичность, способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. к нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. они уважали пугачева, доверяли ему во всем.пушкин изображает емельяна пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака.и все же главное в образе емельяна пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем существовать триста лет и питаться падалью. он ассоциирует себя с орлом, который живет "всего-навсего только тридцать три года", но зато пьет "живую кровь".