Казалось бы, трудно представить себе более разных героев, чем хлестаков и городничий в комедии н. в. гоголя «ревизор». множество их отличий друг от друга сразу бросается в глаза. по своему социальному положению герои далеко отстоят один от другого и при обычном ходе событий вообще не должны бы встречаться. городничий - «постаревший на службе» человек, он начал карьеру с низших чинов и всю жизнь тяжело, но неуклонно поднимался по служебной лестнице, пока не занял главную должность в уездном городе. на этом посту антон антонович утвердился прочно, прибрал к рукам весь городок и никому не собирается в ближайшее время уступать власть. хлестаков, напротив, имеет маленький чин, «елис- тратишка простой», по выражению его слуги осипа, да и то не сумел удержаться в одной из петербургских канцелярий и, погуляв на отцовские деньги, вынужден вернуться в деревню. характеры героев вполне соответствуют их положению. городничий ведет себя солидно, речь его нетороплива и серьезна, слова значительны. он человек опытный, умеет изобразить честного и простодушного служаку, так что сразу и не догадаешься, что это большой плут. городничий хитер и расчетлив, с простыми людьми он не церемонится, но может, если необходимо, выглядеть учтивым. хлестаков же - «пустейший» человек, «без царя в голове», он абсолютно не думает о последствиях своих слов и мыслей. хлестаковым движет примитивная жажда наслаждений, о чем он сообщает совершенно открыто: «ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». гоголь подчеркивал, что его герой совсем не ловкий мошенник, r /> а просто легкомысленный до крайности молодой человек. внешность персонажей тоже вполне соответствует их характерам. солидный городничий коротко подстрижен и одет в мундир, а хлестаков тратит последние деньги на модную прическу и «партикулярное платье», лишь бы пустить пыль в глаза соседям-помещикам. словом, на первый взгляд герои абсолютно различны и по общественному положению, и по характерам, и по внешности. и все-таки что-то их объединяет, иначе не смог бы хлестаков поселиться на правах дорогого гостя в доме городничего и на какое-то время словно поменяться местами с «отцом города». есть, конечно, конкретная причина такого поворота событий - «пренеприятное известие» о том, что в город должен тайно приехать ревизор из петербурга. однако хлестаков так мало похож на важного чиновника, что опытный городничий должен был сразу раскусить его. ни маршрут из петербурга в деревню, ни столичный костюм не могли надолго ввести городничего в заблуждение. причина затянувшегося недоразумения кроется в другом. вспомним, как ведут себя герои при первой встрече. они оба дрожат от страха друг перед другом, а у страха, как известно, «глаза велики». что же вызывает взаимный испуг хлестакова и городничего? хлестаков никогда не задумывался заранее об ответственности за свои поступки. в петербурге он занимался не службой, а развлечениями, за неделю спускал отцовские деньги и потом отправлял осипа продавать на толкучем новый фрак. по пути домой хлестаков проигрался дочиста в карты и к моменту встречи с городничим уже вторую неделю жил в гостинице в долг. естественно, он испугался прихода важного лица, поскольку решил, что его арестовывают и отправляют в тюрьму. гораздо серьезнее причины страха у городничего. уже из первого действия комедии нам становится понятно, что высокая должность для антона антоновича - средство незаконного обогащения. городничий беззастенчиво берет взятки, обирает купцов, творит произвол, присваивает казенные деньги и заботится не об исполнении службы, а о сокрытии своих преступлений. под стать начальнику и остальные чиновники в городе: судья, занимающийся преимущественно охотой, попечитель больниц, где люди выздоравливают «как мухи», почтмейстер, из любопытства читающий чужие такие подчиненные только добавляют страху, а не успокаивают городничего. в результате всеобщий испуг порождает совершенно абсурдную ситуацию: хлестаков начинает лепетать какой-то фантастический бред о своей значительности, а чиновники во главе с городничим подыгрывают ему, воображая, что сумели спастись от ревизора. они даже радуются, когда хлестаков, все больше наглея, берет от них взятки. сам хлестаков плохо понимает, с чего это городничий и чиновники стелются перед ним, горожане обращаются с какими-то прошениями, так что даже осип вынужден заметить хозяину, что, видно, его приняли за кого-то другого. послушавшись совета ловкого слуги, хлестаков покидает город, причем успевает беспечно сделать предложение дочке городничего и получить благословение ее родителей. подобный тип поведения получил после выхода в свет комедии название «хлестаковщины». любопытно, что и городничий заражается «хлестаковщ комедии лишь подчиняются тем несправедливым порядкам, которые царят в россии. они привыкли жить обманом и поэтому сами часто оказываются обманутыми. это не хлестаков перехитрил и напугал городничего и чиновников, а они сами запутались в собственных страхах и лжи.
вот может пригодится) отец чичикова, дает ему кожное наставление, которое глубоко запало в кожную душу павлуши.отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. при расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «смотри же, павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. с товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей соро’ке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.