Почему в современном мире человек обращается к сказкам и мифам? объяснить на примере стравинского "весна священная".
Ответы на вопрос:
начало хх века, века социальных и индустриальных революций, машин, автоматов и роботов, ознаменовалось появлением огромного числа музыкальных произведений, по-новому творивших свои возвышенные сказки и мифы, вопреки всему, что происходило вокруг.
«кащей бессмертный» и «золотой петушок» н. римского-корсакова, «баба яга» и «волшебное озеро» а. лядова, «жар-птица» и «весна священная» и. стравинского, «замок синей бороды» б. бартока, «дафнис и хлоя» м. равеля - вот далеко не полный перечень произведений, определивших музыкальное направление первой четверти хх столетия.
отчего же в те годы появились именно такие произведения, на первый взгляд, столь очевидно несозвучные характеру эпохи? некоторые музыканты склонны объяснять это «духом бегства», во все времена свойственным творческим людям, не желающим мириться с рутиной и обыденностью, с мертвящей скукой повседневности. «крыльев! чтобы воспарить над горами, долами, над жизнью и смертью, над всем! » - эти слова одного из романсов р. шумана могли бы стать девизом для многочисленных художников, не желающих подчиняться тискам и оковам своего времени.
однако есть и более глубокие причины, музыкантов пускаться в дальние странствия - по векам и эпохам, по мирам сказочных фантазий и волшебных превращений, - в поисках источника вечной мудрости и красоты. ведь искусство, это дитя богини памяти, неподвластно течению веков, не знает границ в преодолении пространств и времён. рождаясь в условиях своего века, оно несёт ему знания и опыт веков прошедших. и нередко бывает так, что опыт давно отшумевших эпох поразительным образом способен объяснять смысл самых современных событий и даже предугадывать будущее.
«в будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», говорил французский поэт хх века поль валери, подчёркивая непреходящее значение истин, которые никогда не станут старыми, бесконечно возрождаясь в каждом новом поколении.
и в обращении музыкантов к глубинным пластам культурной памяти, не угадывается ли стремление ещё раз понять человека, его сокровенную природу - стремление, особенно понятное в эпохи больших потрясений, переломов и распутий?
одним из произведений, созданных в переломное время начала хх века (1913 год), был и. стравинского «весна священная».
«весна священная» - образ языческой руси с её весенними гаданиями, девичьими , культом земли, жертвоприношением в честь богини весны. в необыкновенно сильна и выразительна могучая стихия ритма - этого первоначала музыки, восходящего к глубинным свойствам человеческой природы.
культ танца, идея танца как символа энергии жизни вообще характерны для того времени, отмеченного необыкновенным триумфом жанра (вспомним « сезоны» в париже с их серией превосходных постановок).
именно в рамках « сезонов» и была исполнена «весна священная». её замысел заключается в том, чтобы средствами музыки - тембров, гармоний, но прежде всего ритма показать извечное соотношение природных, стихийных сил жизни, из которых произрастает все: цветение весны, радость, любовь, - и законов древнего порядка. этот порядок, подчёркнутый ритуальным началом , исподволь «разрастается» в его музыке, подчиняя себе гармонию, внося размеренность в стихийную необузданность ритма и, в конце концов, покоряя человеческие порывы и страсти.
и вот что удивительно: этот , столь необычный по тематике, такой далёкий от интересов европейского искусства (создавался и исполнялся он в париже), от социальных потрясений своего времени, стал подлинным художественным взрывом. французский публицист жан кокто назвал «весну священную» шедевром, «симфонией, исполненной дикой печали, запечатлевшей землю в состоянии произрастания, шумы древних хижин и становищ, напевы, идущие из глубины веков, прерывистое дыхание скота, глубокие потрясения».
возможно, что в этой обращённости к вечным истинам - истине природы, истине древних законов, данным сквозь призму музыкального звучания современности, и заключён секрет необыкновенной актуальности данного произведения. ведь ничто не меняется в мире людей: те же силы движут побуждениями, что и тысячи лет назад, и те же оковы древних обычаев противостоят этим слепым и могучим силам.
так традиция становится синонимом власти вечного.
и может быть, умение увидеть это вечное, чувствовать его дыхание в обычных, никем не замечаемых явлениях, именно и отличает истинного художника, чьё творчество находится как будто вне своего времени, его злободневных событий и пробл
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Музыка
-
Aizek11113.10.2022 12:35
-
ElenaComarova08.05.2021 08:53
-
idrisovbulat26.02.2021 09:42
-
kirilladmiiral12.12.2021 11:35
-
ZlOdEyKaTaMaRa23.10.2021 14:03
-
rage1337107.07.2020 20:09
-
кот91204.05.2022 21:59
-
nizametdinovaalina15.10.2020 12:10
-
gavronovaanna2oz9c0h05.06.2020 09:28
-
xFørŻe27.03.2023 22:09
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.