Как проявляется в монологах катерины народное поэтическое мироощущение? островский, "гроза"
185
467
Ответы на вопрос:
Вмироощущении катерины гармонически сочетается славянская языческая древность, уходящая корнями в времена, с демократическими веяниями христианской культуры, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. религиозность катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порханий бабочек с цветка на цветок. с нею заодно и красота сельского храма, и ширь волги, и заволжский луговой простор. в монологах катерины оживают знакомые мотивы народных песен: какова-то молоденька, какова-то молоденька, я бывала, по утру раным-раненько, по утру раным-раненько я или: ах, да я у матушки жила, как цветок цвела, как цветок цвела, ах, да я у батюшки жила, как венок плела, как венок плела. в мироощущении катерины бьется родник исконно песенной культуры и обретают новую жизнь христианские верования. как молится катерина, «какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». что-то иконописное есть в этом лице, от которого исходит светлое сияние - образ житийного плана сродни «солнечнопрозрачной» екатерине, героине чтимых народом жизнеописаний святых. но излучающая духовный свет земная героиня островского далека от аскетизма официальной христианской морали. по правилам «домостроя» на молитве церковной надлежало с напряжением и неослабным вниманием слушать божественное пение и чтение, а «телеснии очи долу имети». катерина же устремляет телесные очи «горе». ее молитва - светлый праздник духа, пиршество воображения: эти ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, перекликающиеся с пением странниц, щебетаньем птиц, всеобщей окрыленностью земных и небесных стихий. «точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». а ведь «домострой» учил молиться «со страхом и трепетом, со вздыханием и слезами». далеко ушла жизнелюбивая религиозность катерины от изживающих себя норм старой патриархальной нравственностью. радость жизни переживает катерина в храме, солнцу кладет она земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы: «или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут». в мечтах юной катерины есть отзвук христианской легенды о рае, божественном саде эдеме, возделывать который завещано было первородным людям. жили они, как птицы небесные, и труд их был трудом свободных и вольных людей. они были бессмертны, как боги, и время не имело над ними губительной власти: «я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. у меня цветов было много-много». очевидно, что легенда о рае обнимает у катерины и всю красоту жизни земной: молитвы восходящему солнцу, утренние посещения ключей-студенцов, светлые образы ангелов и птиц. позднее, в трудную минуту жизни, катерина посетует: «кабы я маленькая умерла, лучше бы было. глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. а то полетела бы невидимо, куда захотела. вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка». в ключе этих мечтаний катерины и другое нешуточное стремление - полететь: «отчего люди не я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? знаешь, мне иногда кажется, что я птица. когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. попробовать нешто теперь? (хочет бежать.)» откуда приходят к катерине эти фантастические мечты? не плод ли они болезненного воображения, не каприз ли утонченной натуры? нет. в сознании катерины вошедшие в плоть и кровь народного характера древние языческие мифы, вскрываются глубокие пласты славянской культуры. катерина молится утреннему солнцу, так как искони считали славяне восток страной всемогущих плодоносных сил. задолго до прихода на русь христианства, они представляли рай чудесным садом, неувядаемым, находящимся во владениях бога света, куда улетают все праведные души, обращаясь после смерти в легкокрылых птиц. этот рай находился у небесного ключа, над которым радостно пели птицы, а возле цвели цветы, росли ягоды, зрели яблоки и всякая овощь. родники пользовались у славян особым почетом, им приписывалась целебная и плодотворящая сила. у источников сооружали часовни, поутру, перед посевом наши предки-крестьяне выходили к студенцам, черпали ключевую воду, окропляли ею семена или умывались, лечили себя от недугов. даже заключение брачных союзов славяне совершали у воды. не отсюда ли идут у островского поэтичные ночи на волге, полные языческой силы и страсти?
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Литература
-
ЕлизабетклассD11.02.2023 11:17
-
alex835318.02.2020 23:54
-
ErkeSapieva29.08.2020 02:57
-
alsu140105.07.2022 03:42
-
loopootoonoo29.04.2021 20:54
-
marinacccr21.11.2022 12:33
-
alegarxih02.01.2020 22:53
-
Саня1167187347809.12.2021 14:02
-
nikita40459012.10.2020 08:08
-
vikapuhtina22.01.2022 05:34
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.