"рассказ ямщика" стал первым антикрепостническим стихотворением некрасова. вскоре появились и другие стихи, продолжающие эту тему: "родина", "тройка", "перед дождем", "огородник", "еду ли ночью по улице темной…", "псовая охота". "родина" была запрещена цензурой, но распространялась в списках, особенно популярным было стихотворение в революционных кругах. некрасов вспоминал, что белинский высоко ценил эти стихи: "приношу к нему стихотворение "родина", напечатано было только начало, белинский пришел в восторг…" "родина" — автобиографичное произведение. это стихотворение навеяно детскими воспоминаниями. оно обличает крепостничество, деспотизм. "псовая охота" также автобиографично. некрасов любил охоту, и эта тема была ему близка. в нем обличется деспотизм помещиков на примере псовой охоты. у некрасова есть несколько стихотворений, посвященных писателям, среди них "блажен незлобивый поэт", написаное на смерть гоголя. оно является первым манифестом гражданского направления в борьбе против школы "чистого искусства". в стихотворении "памяти белинского", написанном в то время, когда имя критика находилось под строжайшим запретом, некрасов вспоминал своего учителя: наивная и страстная душа, в ком помыслы прекрасные кипели, упорствуя, волнуясь и спеша, ты честно шел к одной высокой цели… в стихотворениях, посвященных писателям, некрасов говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. после смерти добролюбова и ареста чернышевского некрасов писал: узы дружбы, союзов сердечных — все порвалось: мне с детства судьба посылала врагов долговечных, а друзей уносила борьба… живя постоянно в петербурге, некрасов частенько бывал в грешневе. он любил бродить по лугам и лесам в одиночестве или с кем-нибудь из деревенских друзей. поэт распрашивал их о радости и горе, бедах и невзгодах. в общении с народом, вдали от города и городского шума некрасов отдыхал и стряхивал с себя заботы: какой восторг! за перелетной птицей гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив сметает сор, навеянный столицей, с души моей. я духом бодр и жив… в стихотворении "деревенские новости" поэт вспоминает об одном из своих приездов в родные места: вот и качалов лесок, вот и пригорок последний вот уж запасный амбар, вот уж и риги…как сладок теплого колоса пар! некрасов вспоминает, как его с нетерпением ждали приятели — крестьяне. они рассказывали ему обо всем, что случилось в его отсутствие. с какой радостью встречали его крестьяне: ", как жил-поживал? не понапрасну мы ждали, ты таки слово сдержал. ……………………… сходится в хате моей больше да больше народу: "ну, говори поскорей, что ты слыхал про свободу? " но почему подчас угрюмые и неразговорчивые крестьяне были откровенны с некрасовым? сам он говорил: "я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая кроткость". "деревенские новости" были написаны в 1860 году, накануне отмены крепостного права. некрасов не мог не написать о том, что так волновало его друзей — о свободе. неподалеку от грешнева на взгорье находилась село абакумцево. на краю села была похоронена безвременно умершая мать некрасова. она оказала благотворное влияние на формирование взглядов поэта, на его духовное развитие. с самого детства до конца жизни он писал о ней: и если я наполнил жизнь борьбою за идеал добра и красоты, и носит жизнь, слагаемая мною, живой любви глубокие черты — о мать моя, подвергнут я тобою! во мне спасла живую душу ты. в стихотворении "рыцарь на час" запечатлена могила елены андреевны. поэт не раз приезжал на могилу матери, постоянно страдал, что не смог повидаться с матерью перед ее смертью. так получилось, что поэт собирался на свадьбу сестры, а попал на похороны матери. в этом стихотворении некрасов жалуется, что молодость прошла, силы для борьбы кончаются: от ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови уведи меня в стан погибающих за великое дело любви. по цензурным соображениям под словом "любовь" подразумевается свобода. любить свой народ для некрасова, как для гоголя и белинского, значит ненавидеть его притеснителей. поэзия некрасова, начиная с 1845 года, стала поэзией обличения. он обличал в своих стихотворениях помещиков ("в дороге", "родина", "псовая охота"), чиновников ("чиновник", "колыбельная песня", "современная ода"), богатеев — купцов ( "секрет" ). также в этот момент он много писал о простых зависимых крестьянах. кроме стихов некрасов также писал прозой. в 40-е годы появляется очерк "петербургские углы", который, однако, был сильно изрезан цензурой. здесь некрасов описывает состояние петербурга того времени: бедноту, трущобы. очерк является частью большого романа " жизнь и похождения тихона тростникова", так и оставшегося неоконченным. роман во многом напоминает жизнь самого некрасова в молодости, его становление.
1) это лирическое романтическое стихотворение (лирика)
2) пушкин отразил свои чувства, когда он сам был узником. название отражает суть стихотворения
3) «узник» — стихотворение пушкина, написанное в 1822 году. в это время поэт находился в южной ссылке в кишиневе. он был сослан за вольнодумство вдаль от своих друзей. но считается, что создания данного стихотворения началась с поездок поэта в острог, где он увидел жизнь заключенных.
4) главной темой данного стихотворения является борьба свободы и заключения
5) постепенному раскрытию темы способствует композиция. настроение изменятся от строфы к строфе. ближе к концу тон становится более напряженным и эмоциональным. в то время как в начале стихотворения дается пространное описание ситуации. эта перемена также сопровождается сменой интонации. если первые строки написаны в описательной манере, то последующие переходят в глагольную форму.
6) структура стихотворения призывает обратить внимание на организацию каждой строфы. первой свойственна описательность, активно употребляются соответствующие тропы. во второй строфе настроение изменяется, в тексте появляется довольно большое количество глаголов, создается динамичность. а в третьем катрене используется анафора, которая акцентирует внимание на идеале вольной жизни. всегда также при создании картины важную роль играют описательные конструкции. в стихотворении не часто встречаются эпитеты. например, при описании темницы употребляется лишь один эпитет – «сырой». значимо то, что пушкин предпочитает использование распространенных описательных конструкций, что особенно заметно в последней строфе.