Сравнительный анализ концепций развития цивилизации и культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби»
Ответы на вопрос:
Критерии сравнения |
Н. Я. Данилевский (1822-1885 гг.) |
О. Шпенглер (1880-1936 гг.) |
А. Тойнби (1889-1975 гг.) |
1. Ввели в научны оборот синоним понятия “цивилизация” |
культурно-исторический тип |
великие культуры |
локальные цивилизации |
2. Монография, в которой изложили свою теорию исторического развития |
“Россия и Европа” (1869 г.) |
“Закат Европы” (1918-1922 гг.) |
“Изучение истории” (1934-1961 гг.) |
3. Типология цивилизаций |
Он насчитывает десять цивилизаций в мировой истории: египетскую; китайскую; ассирийско-вавилоно-финикийска-халдейскую или древнесемитическую; индийскую; славянскую; еврейскую; греческую; римскую; новосемитическую или аравийскую; германо-романскую или европейскую; Две цивилизации - мексиканскую и перуанскиую или американскую выделял в отдельную группу, так как они умерли насильственной смертью на ранней стадии развития. |
Он выделяет восемь типов культур: египетскую; индийскую; вавилонскю; китайскую; "апполоновскую" (греко-римскую); "фаустовскую" (западноевропейскую); культуру майя; русскую. Из этих культур мексиканская погибла насильственной смертью, арабская и русская потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение. |
В первоначальном варианте Тойнби выделял 21 относительно замкнутую цивилизацию (сократив их число затем до 13, не считая второстепенных, побочных и недоразвитых): западную; две православные (русскую и византийскую); иранскую; арабскую; индийскую; дальневосточную в Корее и Японии; античную; сирийскую; китайскую; шумерска-хеттска-вавилонскую; мексиканскую; цивилизацию майя; египетскую. |
4. Определение исторического процесса |
Не существует всемирной истории, а есть лишь история отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций), имеющих индивидуальный замкнутый характер. |
Что история предстает не как единый процесс, а как множество «великих культур» |
Всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных, относительно замкнутых цивилизаций - локальных цивилизаций. |
5. Основные закономерности развития цивилизаций |
Данилевский считал, что каждый из культурно-исторических типов проходит в своем развитии три стадии: этнографическую (древнюю), которая начинается с момента выделения племени от родственных с ним племен и обретения способности к самобытной деятельности; политическую (государственную), когда народы выходят из чисто этнографической формы бытия, строят свое государство и обеспечивают свою политическую независимость; цивилизационную, которая, как правило, обеспечивается толчком извне и обеспечивает народам возможность реализации своих духовных идеалов в науке, искусстве, общественном благоустройстве и личном благосостоянии. |
Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов: детство, юность, зрелость и старость. Не пытается выяснить причины возникновения культур и движущих факторов их развития, поскольку, с его точки зрения, принцип причинности не применим к истории. Рождение великих культур — это всегда необъяснимая тайна. |
Каждая цивилизаций проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Некоторые из них погибают, не успев расцвести, иные останавливаются в развитии и застывают в монотонном прозябании. |
6. Прогнозы развития Западного общества |
Он считал, что Европа уже вступила в период упадка (вторая половина ХІХ века) |
Кризисные умонастроения, предвещал грядущую гибель Запада. |
Несмотря на присущие ей признаки надлома и разложения, А. Тойнби надеется на ее будущую жизнеспособность. Спасение переживающей кризис западной цивилизации может прийти от "единения в духе", благодаря объединению существующих мировых религий и приобщения к вселенской религии. |
7. Место славянской цивилизации в историческом процессе |
Славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил (вторая половина ХІХ века) |
Русская «великая культура» потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение, но возрождается |
Большое будущее, т.к. русское общество имеет многовековую историю и религию |
8. Отличительные черты концепции |
Через свою концепцию исторического развития хотел объяснить частную проблему – Почему Европа (Запад) враждебно относится к России |
Понятие «цивилизация» носит отрицательный характер – «окостенелая культура» |
Тойнби в своих конечных выводах стремится реставрировать идею мировой истории вопреки самодовлеющей замкнутости отдельных цивилизаций на основе культурной преемственности и духовного единства мировых религий. |
Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
-
Быстро
Мгновенный ответ на твой вопрос -
Точно
Бот обладает знаниями во всех сферах -
Бесплатно
Задай вопрос и получи ответ бесплатно
Популярно: Другие предметы
-
ооиррррр03.11.2021 13:40
-
dianaabilovski25.05.2023 13:13
-
Alisher42Life24.11.2022 05:05
-
NurGangsta03.01.2020 01:48
-
lenabota124.07.2021 12:23
-
Hah12518.01.2022 18:22
-
alina2855126.03.2023 20:05
-
Мирималистка03.09.2020 17:34
-
Tinochka17301.08.2022 06:20
-
Няшка1love07.09.2022 04:27
Есть вопросы?
-
Как otvet5GPT работает?
otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса. -
Сколько это стоит?
Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны. -
Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?
Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! -
В чем отличия от ChatGPT?
otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.